Упражнение чтобы ребенок чувствовал время

Эта проблема известна очень многим родителям: каждое утро ребёнок долго копается и, в результате, всегда и везде опаздывает. Всё он делает медленно, и мама успевает несколько раз закипеть и остыть. Почему так происходит?

Вполне вероятно, что у мамы и малыша разные типы темперамента. Ребёнок флегматик, а вы — сангвиник или холерик. Вам кажется, что другие всё делают в замедленном темпе. Держите это в голове и постарайтесь сбавить обороты. Особенно, когда речь идёт о сыне или дочери.

Если мама быстрая и стремительная, ребёнок может подсознательно стремиться уравновесить её активность своей медлительностью. Две ракеты в одном доме — определенно перебор. Нужно соблюдать некоторый баланс.

Ещё одна причина: вы уделяете малышу слишком мало времени. С детьми нужно болтать о пустяках по дороге из сада или школы, шептаться перед сном. Медлительность ребёнка может быть связана с желанием привлечь к себе ваше внимание.

Вполне возможно, что так функционирует психика малыша. По статистике, двадцать два процента всех детей — копуши. Это особенность их нервной системы, и переделать её не получится. Но даже если нельзя сделать ребёнка более быстрым, можно научить его везде успевать, никуда не торопясь.

Лет до двенадцати у детей ещё не сформировано сознательное волевое поведение, поэтому родителям приходится выступать в роли внешнего регулятора их деятельности. Повторяйте свои просьбы, регулярно напоминайте о том, что нужно сделать. С дошкольником можно играть, а вот с малышом трёх-четырёх лет лучше делать всё вместе.

Ни в коем случае не стыдите ребенка, не обзывайте его копушей. Спокойным голосом повторяйте просьбу до тех пор, пока она не будет выполнена.

Если малышу ещё нет пяти лет, нужно развивать у него чувство времени. Это очень пригодится в будущем: подрастая, ребёнок постепенно научится планировать своё время, жить с ним в ладу. Отправляясь на прогулку, засекайте, сколько минут вам понадобится, чтобы дойти до детской площадки или до магазина. Устраивайте соревнования — кто угадает.

Разумеется, утром вам придётся вставать раньше, чем хотелось бы. Тем не менее, попробуйте понять, сколько времени нужно ребёнку, чтобы спокойно собраться в садик или школу. Именно это время и оставляйте на сборы. То же самое касается приготовления уроков, обеда, прогулок.

В отличие от женщин, мужчинам не всегда легко справляться с несколькими делами одновременно. Для сильного пола главное — результат, мужчины полностью сосредоточены на цели, а не на процессе. Если у вас подрастает мальчик, не сбивайте его с толку разными указаниями, давая их одновременно. Важно придерживаться правила пошагового инструктажа — одно дело — одна инструкция. Каждое следующее указание давайте только тогда, когда выполнено предыдущее. Толку будет гораздо больше!

Было бы большой ошибкой со стороны взрослых всё делать за ребёнка. Даже маленькие дети могут самостоятельно одеваться, убирать за собой игрушки, ухаживать за домашними животными. Если у малыша нет возможности совершать элементарные ежедневные действия, он, скорее всего, вырастет безынициативным и неуверенным в себе. В будущем такой ребёнок может пытаться избегать всего, что связано со словом «быстро», и никогда не станет подвижным. А после многократных упражнений быстрота действий, в конце концов, придёт сама собой. Ребёнку-флегматику очень полезны игры соревновательного характера, но он нуждается в вашей поддержке, чтобы выигрывать. Медлительному малышу нужно играть с более расторопными детьми, но взрослым придется контролировать их взаимоотношения и менять роли в играх.

Если малышу ещё нет пяти лет, нужно развивать у него чувство времени. Это очень пригодится в будущем: подрастая, ребёнок постепенно научится планировать своё время, жить с ним в ладу. Отправляясь на прогулку, засекайте, сколько минут вам понадобится, чтобы дойти до детской площадки или до магазина. Устраивайте соревнования — кто угадает.

Упражнение на формирование чувства привязанности у ребенка

Педагог-психолог Чусовского отделения Белобородова Р.Б. в мае 2016 года участвовала в семинаре-тренинге «Формирование компетентности специалистов, работающих в сфере жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей». Данное упражнение, освоенное в рамках обучения, Регина Борисовна предлагает использовать на занятиях для кандидатов в замещающие родители при реализации образовательной программы «Школа опекунов».

Одним из последствий жестокого обращения является нарушение привязанностей ребенка. Потребность в устойчивых, позитивных отношениях с ближайшим окружением является базовой, жизненной необходимостью, и непосредственно связана с нормальным развитием личности. Процесс реабилитации не возможен без формирования новых привязанностей у детей. Именно поэтому так важно предоставить ребенку, чей опыт жизни в семье был катастрофическим, альтернативный опыт близких отношений. Благодаря работе над упражнением будущие родители получают необходимые знания по следующим аспектам данной темы: формирование детско-родительской привязанности; стадии развития и основные характеристики привязанности; типы нарушенной привязанности; факторы, ведущие к нарушениям привязанности; как помочь ребенку сформировать привязанность.

Упражнение: «Черное и белое».

Жанр: управляемое фантазирование.

Уровень физической активности: низкий.

Специфика: проводится после ознакомления с теорией.

Цель: раскрыть особое значение чувства привязанности в жизни ребенка.

  • Проиллюстрировать, каким образом происходят нарушения формирования чувства привязанности у детей.
  • Научить родителей оказывать помощь детям в преодолении негативных последствий жестокого обращения и разрыва с родителями; формировать у детей новую привязанность к принимающей семье.

Продолжительность: 1-2 часа.

Количество участников: 10-15 человек.

2.«Управляемое фантазирование» с промежуточными выводами.

3. Работы в малых группах по заданию тренера.

4. Обсуждение в общей группе.

Инструкция: «Мы будем заниматься тем, что называется «управляемое фантазирование». Это поможет нам поразмышлять о некоторых аспектах развития привязанности у детей, и факторах, влияющих на то, как формируется привязанность. В процессе управляемого фантазирования Вы можете представить себя в той или иной ситуации и прикоснуться к тем чувствам и переживаниям, которые являются результатом этой ситуации. В различных местах «управляемого фантазирования» я буду останавливать Вас, чтобы задать вопросы о том, что Вы чувствуете в настоящий момент. Для наглядности мы будем использовать черную и белую фасоль. Белая — будет символизировать, факторы, положительно влияющие на развитие привязанности у ребенка, черная — отрицательные факторы. Перед нами пустой стаканчик. Мы будем наполнять его вместе по ходу выполнения упражнения.

Итак, начинаем фантазировать, можно закрыть глаза.

1.«Сегодня замечательный день. Ты благополучно появился на свет, крепким и здоровым мальчиком, которого назвали Борисом. О тебе трепетно и профессионально заботятся медики родильного дома. Твоя мама двадцатилетняя одинокая женщина, которая уже порвала все отношения с твоим отцом. Ее семья не поддерживает ее. Но, несмотря на обстоятельства, мама очень ждала твоего появления на свет, и сейчас держит тебя на руках, ласково и нежно знакомясь с тобой».

«Что ты чувствуешь сейчас, Борис? Какую фасоль стоит положить в стаканчик?».

Группа должна сделать вывод о том, что самое важное в этой ситуации — психологическая готовность матери к рождению ребенка. «Желанность» рождения ребенка, безусловно, влияет на формирование привязанности.

2.«Вы вернулись домой. Мама заранее приготовила все, что необходимо для ухода за тобой, ты лежишь в подержанной, но удобной кроватке, ты сыт, твои пеленки сухие, мама всегда рядом, разговаривает с тобой, улыбается и уделяет тебе много внимания»

«Что ты чувствуешь, Борис? Какую фасоль мы выбираем сейчас?».

Потребности Бориса находят удовлетворение. Мама делает все, чтобы он мог себя хорошо чувствовать. Чувство привязанности к ней растет, потому что она непрерывно удовлетворяет потребности ребенка.

3.«Борис, со временем твоя мама начинает уставать, чувствует опустошенность из-за того, что ей приходится заботиться о тебе одной. Она начала принимать спиртное, которое помогло ей однажды расслабиться. Когда ты голоден и начинаешь плакать, она замедленно реагирует и приходит не сразу. Ты успеваешь наплакаться и потом тебе трудно есть. Тебя резко кладут в кроватку, и ты снова плачешь. Но теперь мама просто выходит из комнаты и закрывает за собой дверь».

«Что ты чувствуешь сейчас, Борис? Какую фасоль мы выберем теперь?».

Борис узнает, что не всегда может рассчитывать на заботу. Рядом с ним все еще есть близкий взрослый, но привязанность к нему может начать претерпевать изменения.

4.«Проходит еще время. Борис, ты уже научился ползать, а затем и ходить. Твоя мама все больше пьет и все меньше следит за тобой. У тебя практически нет игрушек, ты часто бываешь один, тебе бывает страшно, бывает холодно, ты часто остаешься голодным, и несколько раз серьезно травмировался дома».

«Что ты чувствуешь сейчас, Борис? Какую фасоль мы кладем в стакан?».

Группа должна прийти к выводу о том, что многие потребности ребенка не удовлетворяются (один из вариантов жестокого обращения – пренебрежение нуждами и эмоциональное отвержение). Мир ребенка не безопасен. Это может привести к отказу от изучения окружающих предметов, вследствие чего развитие ребенка может задержаться.

5. «Борис. Твоя мама теперь живет с мужчиной. Он тоже много выпивает и часто бывает несдержан. Он кричит на тебя, иногда может ударить. Мама в таких ситуациях жалеет тебя, берет на руки. Но, когда ты мешаешь ей, она делает, то же самое, что и он».

«Что ты чувствуешь сейчас, Борис? Какую фасоль мы кладем в стакан?».

Имеет место физическое насилие. Опыт, который приобретает Борис, заставляет его все больше не доверять взрослым и миру. Реакции взрослых непредсказуемы. Поведение матери может формировать у Бориса амбивалентный тип привязанности.

6. «Борис. Тебе уже 4 года. Твои мама и отчим однажды вечером ушли из дома, и их не было три дня. Ты много плакал от страха и голода. Соседи вызвали милицию, приехали чужие люди и увезли тебя в приют. Тут много других детей и взрослых, тут тепло, тебе дают вкусную еду. Но ты никого не знаешь. Ты ждешь свою маму».

«Что ты чувствуешь сейчас, Борис? Какую фасоль мы добавим в стакан?».

(можно разбить ситуацию на две части: «один дома» и «помещение в приют»).

Отрыв ребенка от семьи — событие, иногда необходимое, но очень травмирующее, так как оно нарушает нормальный процесс развития привязанности к определенному взрослому. Что происходит, когда мы разрушаем эту привязанность? Происходит переживание горя, чем младше ребенок, тем сильнее и продолжительнее его переживания.

7. «Борис. Проходит немного времени и тебя помещают в новую семью. Ты входишь незнакомый дом. Тут много красивых игрушек. Взрослые очень доброжелательны по отношению к тебе. Они говорят, что будут о тебе заботиться».

«Что ты чувствуешь сейчас, Борис? Какая фасоль будет выбрана нами?».

Важно, чтобы участники группы вспомнили о том, что момент помещения ребенка в новую семью тоже очень тяжелый для него. Чувство

пережитой потери обостряется. И страхи и сомнения, недоверия к взрослым сразу не проходят.

После проведения этой части упражнения стоит сделать промежуточные выводы, дать участникам выказать чувства, которые они испытывали в ходе упражнения, задавая наводящие вопросы:

«Что вы чувствовали в ходе выполнения, в ходе выполнения заданий?»

«Какие чувства у вас вызывает этот почти черный стакан фасоли?»

«Давайте вместе подумаем, можно ли в такой ситуации полностью изменить отношение этого ребенка к взрослым?»

«Можно ли сделать стакан полностью белым?»

«Стоит ли ждать быстрых результатов, пытаясь сформировать у него привязанность к новой семье?».

Упражнение может быть продолжено по-разному.

Вариант 1. Можно разделить группу на подгруппы и дать задание:

«Попробуйте представить, что Борис пришел в вашу семью. Что Вы можете сделать, что бы помочь ему пережить прошлый травмирующий опыт и сформировать новую привязанность к вашей семье. Напишите Ваш вариант продолжения истории для «управляемого фантазирования»».

Затем вместе с группами можно добавлять в стакан «жизни Бориса» белую фасоль, наглядно демонстрируя, как правильные действия родителей будут медленно, но изменять «цветовую гамму» психологического состояния ребенка.

Вариант 2. Если группа многочисленна или время проведения упражнения ограничено, можно продолжить «управляемое фантазирование» по готовому тексту, так же добавляя для наглядности в стакан белую фасоль.

Итак, продолжаем фантазировать:

1.«Борис, ты познакомился с членами семьи, в которую тебя поместили. Они привели тебя в нарядную комнату и показали место, приготовленное специально для тебя. Там есть уютная кроватка, игрушки и собственная тумбочка, в которую ты можешь положить свои вещи».

«Что ты чувствуешь сейчас? Добавим ли мы белой фасоли в стакан?».

2.«Проходят дни. Эти люди действительно заботятся о тебе. Стараются накормить тем, что ты любишь. Каждый ваш новый день интересен, тебе объясняют, что вы будете делать завтра, спрашивают, чем бы ты хотел заняться.

В доме тепло и уютно. Никто не кричит на тебя, с тобой разговаривают ласково и спокойно, при этом, когда ты хочешь побыть один, тебе никто не мешает».

«Борис, что ты чувствуешь сейчас? Добавим ли мы белой фасоли в стакан?».

Группа делает выводы о значении удовлетворения базовых потребностей ребенка для формирования привязанности. О важности создания безопасной среды для ребенка. Участники могут вносить свои предложения по поводу того, что еще можно делать для решения этих задач.

3.«Ты начинаешь осваиваться в новой обстановке, иногда ты бодр и весел. Но ты часто вспоминаешь свою маму и плачешь. Тогда тебя внимательно выслушивают и обязательно утешают. Когда в семье узнали, что у тебя есть фотография твоей мамы, ее вставили в красивую рамочку и повесили над твоей кроватью».

«Борис, что ты чувствуешь сейчас? Добавим ли мы белой фасоли в стакан?».

Подчеркивается необходимость поддерживать ребенка, проявлять эмпатию при проявлении ребенком своих чувств, успокаивать и подбадривать. Также речь непременно должна зайти и о связи ребенка с кровной семьей, о корректном отношении принимающей семьи к личной истории ребенка. Необходимости внимательно относиться к воспоминаниям ребенка, которому необходимо поговорить о том, что с ним было в кровной семье. Важно сохранять памятные для него вещи.

4. «Ты очень подвижный ребенок, но у тебя не все получается. Когда ты роняешь посуду, пачкаешь или ломаешь вещи, тебя не ругают, а просто учат правильно обращаться с предметами. Ты любишь рисовать, и новая мама много рисует с тобой, папа же берет тебя иногда в гараж, где много новых, интересных для тебя штуковин. А вчера ты даже учился мыть машину! Когда у тебя хорошо получается что-то новое, все радуются и хвалят тебя».

«Борис, что ты чувствуешь сейчас? Добавим ли мы белой фасоли в стакан?».

Группа должна осознать необходимость давать ребенку эмоциональное тепло и принимать ребенка таким, какой он есть. Помощь в овладении новыми навыками, любая совместная деятельность важные составляющие успеха в формировании привязанности.

«Борис, что ты чувствуешь сейчас? Добавим ли мы белой фасоли в стакан?».

5. «Борис, твое поведение иногда бывает не очень хорошим. Ты злишься, ломаешь игрушки. Ты бываешь очень упрямым и вспыльчивым. Ты пока не умеешь общаться с другими детьми и часто обижаешь их, когда вы с мамой гуляете на детской площадке. Родители терпеливо объясняют тебе, почему так поступать нельзя. Ты видишь, что когда ведешь себя плохо, взрослые огорчаются. А когда все хорошо, радуются и одобряют тебя».

Читайте также:  Столько должно попасть спермы в организм чтобы забеременеть

«Борис, что ты чувствуешь сейчас? Добавим ли мы белой фасоли в стакан?».

Нужно подчеркнуть, что поведение ребенка, помещенного в новую семью характеризуется противоречивостью и неуравновешенностью, амбивалентностью чувств. Использование эффективных мер дисциплинарного воздействия, терпение, демонстрация желательного поведения, эмоциональное принятие ребенка помогут скорректировать поведение и сформировать у него привязанность.

6. «Проходит год с тех пор, как ты живешь в новой семье. Ты начал называть новых родителей мамой и папой. Ты ходишь в детский сад, где тебя многому научили, ты стал хорошо говорить, окреп физически. Тебе очень нравится, когда вся семья собирается вместе».

«Борис, что ты чувствуешь сейчас? Какую фасоль мы добавим в стакан?».

По окончании упражнения, тренер обращает внимание группы на изменения, произошедшие в цветовой гамме стакана с фасолью в ходе второй части упражнения. Участникам предлагается поделиться мыслями и чувствами, которые возникли у них в ходе этой части упражнения.

Завершает упражнение обратная связь «по кругу» и общий вывод по теме.

Материал подготовлен педагогом-психологом

  • Нормативно-правовые документы для замещающих родителей
  • Статьи специалистов Центра
  • Издательская продукция Центра
  • Методические разработки педагогов Центра для родителей
  • Методические разработки для специалистов Центра
  • Практические советы для кандидатов и действующих замещающих родителей

4. «Ты очень подвижный ребенок, но у тебя не все получается. Когда ты роняешь посуду, пачкаешь или ломаешь вещи, тебя не ругают, а просто учат правильно обращаться с предметами. Ты любишь рисовать, и новая мама много рисует с тобой, папа же берет тебя иногда в гараж, где много новых, интересных для тебя штуковин. А вчера ты даже учился мыть машину! Когда у тебя хорошо получается что-то новое, все радуются и хвалят тебя».

Скачать:

«Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста».

Розмахова Ольга Борисовна

1. Время и физиологическая основа временных представлений у детей дошкольного возраста.

2. Особенности формирования времени детьми старшего дошкольного возраста.

3. Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении — от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в существовании времени и просят: «Если время есть, покажи мне его».

Поэтому в педагогической практике встает вопрос как ребенку показать время. Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности.

В дошкольном возрасте дети еще не соотносят временные ощущения с объективным течением времени, однако идет постоянный процесс накопления знаний о предметах и явлениях окружающего мира, организованных во времени (сезоны года, освоение таких понятий, как «сегодня», «завтра», «вчера», «сначала», «потом» и т.п.). Этому способствует развитие речи, мышления, осознание своей собственной жизни.

В процессе разнообразных видов деятельности на детей воздействует весьма сложный комплекс раздражителей, в котором временные отношения являются лишь слабым и попутным компонентом. По учению И. П. Павлова, слабый раздражитель хотя и участвует в образовании временных связей в скрытом виде, но, взятый в отдельности, не вызывает последующей реакции Поэтому время, чередование его определенных отрезков необходимо сделать предметом специального внимания детей, для чего надо организовать соответствующую деятельность, направленную на измерение времени при помощи приборов, демонстрирующих те или иные промежутки времени и их взаимосвязь. Такая деятельность создает наиболее благоприятные условия для формирования четких представлений о времени.

Исследования представлений ребенка о времени проводились как за рубежом (Ж. Пиаже, П. Фресс, П. Жане и др.), так и в отечественной педагогике (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Кроник, Е.А. Головаха, Рихтерман Т.Д., Элькин Д.Г. Л.С. Метлина и др., однако их сравнительно немного, а различия в подходах исследователей делают затруднительным формулирование единого понимания процессов становления у ребенка данных представлений.

1. Время и физиологическая основа временных представлений у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является существенным этапом в развитии целенаправленного поведения и познавательной деятельности. Происходящие в этот период изменения структурно-функциональной организации мозга определяют готовность ребенка к школе, обусловливают возможность и успешность учебной деятельности.

Структурно-функциональная организация мозга . В период от 3 до 5— 6 лет наблюдается специализация нейронов, их типизация в проекционных и ассоциативных областях коры. Самым существенным моментом структурного созревания коры больших полушарий к 5—6 годам является усложнение системы связей по горизонтали как между нейронами близко расположенных ансамблей, так и между разными областями коры. Одновременно значительные изменении претерпевают и межполушарные связи: к 6—7 годам формируется мозолистое тело, соединяющее оба полушария. Формирующиеся с возрастом нейронные сети создают все предпосылки для реализации интегративной деятельности мозга, как основы целенаправленного поведения и познавательных процессов.

Формирование системы восприятия информации . На протяжении дошкольного возраста происходят существенные изменения в формировании внутреннего образа внешнего мира.

В 3 — 4 года еще сохраняется тесное взаимодействие зрительного восприятия и двигательных действий. Практические манипуляции с объектом (схватывание, ощупывание), присущие младенческому возрасту, являются необходимым фактором зрительного опознания. К концу дошкольного возраста зрительное и осязательное обследование предмета становится более организованным и систематичным. Выделяемые признаки соотносятся между собой и целостным представлением объекта, что способствует формированию дифференцированного и более адекватного сенсорного образа. К 5—6 годам повышается успешность обнаружения различных модификаций объекта. При предъявлении в качестве изменяющихся стимулов рисунков людей и предметов обнаружено, что количество незамеченных изменений в 5—6 лет по сравнению с 3—4-летними детьми уменьшается вдвое в ответ на лица и более чем в три раза — при предъявлении предметов.

К 6 — 7 годам происходят существенные изменения в системной организации зрительного восприятия, отражающие прогрессивное созревание нейронного аппарата коры больших полушарий и возрастающую специализацию корковых зон.

В 6 лет опознание основано на выделении сложного признака, оно требует большего времени и зависит от количества различаемых на его основе изображений. В ходе тренировки это время сокращается и перестает зависеть от количества стимулов в наборе. Механизмы такого опознания связываются с вырабатываемыми в опыте внутренними эталонами. Это свидетельствует о значительно возрастающих в течение дошкольного возраста возможностях ознакомления ребенка с внешним миром, о переходе механизмов, лежащих в основе информационных процессов, на качественно иной уровень.

2. Особенности формирования времени детьми старшего дошкольного возраста

В работе необходимо широко использовать такие методы как: наблюдения, беседы, чтение, пересказывание сказок, стихов, рассматривание картин, фотографий, дидактические игры и упражнения, акцентировать внимание на знакомой периодичности смены дня и ночи.

У старших дошкольников необходимо сформировать осознанные понятия о сутках. В процессе обучения обращается внимание на цикличную смену дня и ночи. Сама природа подсказала людям способ деления времени по принципу: день и ночь — сутки. Для правильного понимания суток дети должны осознать, что сутки можно условно поделить на четыре части: утро, день, вечер, ночь.

Старшие дошкольники различают и называют части суток, ориентируясь на восход и заход солнца. В процессе наблюдений за природными явлениями они усваивают понятия: на рассвете, в сумерки, в полдень, в полночь. Для формирования этих представлений воспитатель использует прежде всего наблюдения, рассматривание сюжетных картин, а также чтение художественной литературы, разучивание стихотворений.

Ознакомление с днями недели уже в старшей группе следует объединять с формированием знаний о неделе как мере рабочего времени. Сосредоточение внимания на том, что люди пять дней в неделю работают, два дня отдыхают, помогает осознать количественный состав числа 7 (дней недели).

Для того чтобы дети лучше усвоили название дней недели, их последовательность, можно ознакомить их с происхождением названий дней. Например, понедельник — первый день по прошествии недели, вторник — второй, среда — средний, четверг — четвертый, пятница — пятый, суббота — конец недели, воскресенье — выходной день. Для закрепления и уточнения знаний проводятся дидактические игры: «Назови следующий день недели», «Назови соседей», «Покажи соответствующую цифру» и др. ( Рихтерман Т.Д. Формирование приставлений о времени у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1991. С. 27.)

Опыт показывает, что не все дни недели запоминаются одинаково легко и быстро. Лучше всего запоминают воскресенье, субботу и понедельник.

Кроме того, в старшей группе проводится работа по формированию у детей представлений о временах года. При этом широко используются картинки и словесный материал: рассказы, сказки, стихи, загадки, пословицы.

С временами года (сезонами) лучше всего знакомить попарно: зима и лето, весна и осень. На одном из занятий воспитатель спрашивает: «Какое время года сейчас? Какие вы еще знаете времена года? Сколько их всего? Правильно, год состоит из четырех времен года. Вот круг. Пусть это будет год. Разделим его на четыре части». Дети рассматривают части круга. Каждая часть разного цвета. Воспитатель предлагает условно сравнить каждую часть круга с определенным временем года.

В старшей группе воспитатель формирует «чувство времени», понимание значения его в жизни людей, необратимости времени. В этой группе есть возможность ознакомить детей с объемной моделью времени, по которой смогут понять непрерывность, необратимость, симметричность времени.

Говоря о структуре временных представлений ребенка, можно выделить по меньшей мере три различных аспекта этих представлений:

— Адекватность отражения временных промежутков и соотнесение их с деятельностью (умение организовывать свою деятельность во времени);

— Понимание обозначающих время слов (от более простых «вчера/сегодня/завтра» до более сложных «прошлое/настоящее/будущее» и т.д.);

— Понимание последовательности событий/действий/явлений.

3. Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста

В качестве наглядного материала используют картинки или фотографии, где изображены дети в процессе различных видов деятельности на протяжении дня: уборка постели, утренняя гимнастика, умывание, завтрак и т. д. Уточнить представление о частях суток позволяют дидактические игры, например игра «Наш день».

Изменчивость и относительность таких обозначений времени, как «вчера», «сегодня», «завтра», затрудняет усвоение их детьми. Пятилетние дети путают эти слова. Смысловое значение данных слов педагог раскрывает, задавая детям вопросы: «Где мы были с вами вчера? Когда мы ходили в парк? Какое занятие у нас сегодня? Когда у нас будет занятие по рисованию?»

Для упражнения детей в использовании временных терминов в старшей группе широко используют словесные дидактические игры и игровые упражнения, например «Продолжай!». Это упражнение можно проводить в форме игры с мячом. Дети встают в круг. Воспитатель произносит короткую фразу и бросает мяч. Тот, кому попал мяч, называет соответствующее время. Например: воспитатель бросает мяч и говорит: «На почту мы ходили. » «. вчера», — заканчивает фразу ребенок, поймавший мяч. «Занятие по математике у нас было. » «. сегодня». «Рисовать мы будем. » «. завтра» и т. п.

Любят дети игру «Наоборот». Воспитатель произносит слово, смысл которого связан с представлением о времени, а дети подбирают слово, обозначающее другое время дня, обычно в контрастном значении. Например, утро — вечер, завтра — вчера, быстро — медленно, рано — поздно и т. п.

Для закрепления знания последовательности дней недели может быть использована словесная дидактическая игра «Дни недели». Наблюдение за сменой дней недели позволяет подвести детей к пониманию периодичности, сменяемости времени, раскрыть идею его движения: идут дни за днями, недели за неделями. (Метлина Л.С. Математика в детском саду. — М.: Просвещение, 1984. с.122.)

Приучая детей к точности во времени, необходимо строго соблюдать намеченные сроки, так как всякие отступления от намеченного времени воспринимаются ими особенно остро.

В процессе любого занятия в детском саду есть возможность упражнять детей в умении выполнять работу точно в рамках указанного времени, учить их самих определять продолжительность той или иной деятельности по интервалам времени и заранее планировать возможный объем работы на тот или иной отрезок времени в пределах 5—30 минут. Воспитательная ценность таких занятий возрастает.

Понятия «пространство» и «время» являются неотъемлемой составной частью картины мира в целом; это не абсолютные величины, они не существуют вне материи и независимо от нее. Понимание времени связано с пониманием неразрывной связи между прошедшим, настоящим и будущим, и ощущением его движения. Непрерывность и цикличность являются основными свойствами времени.

Дети рано начинают ощущать движение и непрерывность времени и отражают их в словах «до», «после», «сейчас», «потом», «вдруг» и т.д. Интуитивное понимание времени как формы существования реальной действительности, которая постоянно изменяется, является одной из предпосылок развития логического мышления.

В условиях детского сада воспитатель также может вместе с детьми встретить восход солнца, посмотреть, как постепенно все окрашивается в оранжевые, пурпурные и желтые тона; понаблюдать, как по мере появления солнца все вокруг освещается ярким светом. Затем можно прочитать стихотворение о солнце, порадоваться свету. В конце дня понаблюдать, как все вокруг меняется, погружается в темноту, попрощаться с солнцем до утра. После этого предложить детям нарисовать красками день и ночь и устроить выставку. И только потом следует переходить к разговору о том, как жизнедеятельность людей меняется в зависимости от времени суток, используя при этом жизненный опыт детей и близких им взрослых. Это очень важно, ибо не человек определяет время в соответствии со своими жизненными потребностями, а время оказывает влияние на повседневную жизнь людей.

2. Особенности формирования времени детьми старшего дошкольного возраста.

Упражнение на развитие чувства времени:

1.После каждого выступления – пытаться угадать, сколько времени вы выступали. Если по внутренним ощущениям вы выступали 10 минут, а часы показывают 15-18, то внутренние часы лучше поднастроить.

2. Ещё одно упражнение – смотрите на часы, видите, где сейчас находятся стрелки. Закрывайте глаза и ставите перед собой задачу открыть их, когда стрелки будут показывать то время, которое вы загадали (обычно через 1-2-3 минуты), Если, открывая глаза, вы видите, что стрелки ровно там, где вы их хотели увидеть, то всё в порядке. Если вдруг нет, то с чувством времени стоит ещё поработать.

Сокращение времени выступления:

После того, как вы подготовили и прорепетировали своё выступление, попробуйте произнести его, сократив время своей речи вдвое.

При этом, не потеряв ни одной важной мысли.

При этом, не ускоряясь и не начиная тараторить.

90% случаев, такая, сокращенная по времени презентация будет в 2 раза более интересной, яркой, живой, понятной, запоминающейся

«Краткость – сестра таланта»

Стремитесь к краткости и ясности. Учитесь тонко и точно чувствовать время. Убирайте все лишние, ненужные, фоновые слова. Оставляйте только то, что работает на вас и на результат вашего выступления. И в результате ваше краткое выступление на 5 минут окажет гораздо более сильное влияние на слушателей, чем длинное выступление на 10-15 минут.

Читайте также:  Гидромасаж тела при беременности

Куда девать руки? Ноги? Как стоять? Поразмышляем над этими вопросами.

Возможно, были такие ситуации, когда вы выходили перед аудиторией, принимали какую-то позу, и понимали, что она вам неудобна. Принимали другую позу, и опять вам некомфортно. Так тело и занималось тем, что ёрзало в попытках принять комфортное положение. И как следствие в позе оратора не чувствовалось уверенности, стабильности, опоры.

Если тело не знает, куда себя девать, то проще всего вспомнить классическую основную позу оратора и начать выступать из неё.

Второй случай, когда полезно вспомнить об основной позе оратора, когда у тела, вроде бы и есть комфортные формочки, но наблюдатели со стороны говорят:

«Наверное, тебе и хорошо в такой позе, но ты её лучше смени, так как со стороны она смотрится не лучшим образом». В этом случае, несмотря на то, что самих нас поза устраивает, тоже стоит поискать такое положение для тела, которое устроит не только вас, но и большую часть слушателей.

Так, основная поза оратора (по классике)

Не поленитесь, и прямо сейчас встаньте перед зеркалом, чтобы попробовать, как чувствует себя ваше тело в основной позе оратора.

Ноги на ширине плеч — если слишком большое расстояние между ногами, то разлапистость, если слишком маленькое, то неустойчивость. Для девушек в юбке – ноги ставить чуть уже.

Носки врозь, на 30-40 градусов . Если носки внутрь, хотя бы на 1 градус – от оратора сразу веет неуверенностью. Если больше чем 50-60 градусов, то получается походка Чарли Чаплина, что тоже неудачно.

Колени прямые (опора на обе ноги). Ноги, согнутые в коленях, опять же создают ощущение неуверенности, поэтому колени прямые и как бы слегка пружинят. При этом колени чуть-чуть расслаблены (так как если они будут напряженными, то уже через пять минут ноги сильно устанут).

Одна нога на полступни впереди другой. Вес тела на 60 5 на передней ноге. Вы как бы подаётесь по направлению к слушателям. Если опираться на заднюю ногу, то создаётся ощущение, что вы отстраняетесь от слушателей. Иногда можно опираться и на заднюю ногу, например, когда вы принимаете обратную связь, но в большинстве случаев – важно телом чуть наклоняться в сторону слушателей.

«Вектор силы» от груди, вперед и вверх. Если посмотреть на тело оратора, то можно метафорично представить, где находится центр движения, в каком направлении исходит это основное движение. Часто (особенно у мужчин) — это таз (и в результате поза получается, когда таз выпячивается вперед). Иногда «вектор силы» идёт от груди, но по направлению вниз. И тогда – транслируется сутулость, зажатость.

Прямая осанка. Представляем, что к нашей макушке привязана ниточка, и она тянет нас вверх. Всё тело выпрямляется, как струна. Подбородок приподнимается. Взгляд параллельно полу.

Распрямляем плечи. Для этого приподымаем их вначале, потом отводим максимально назад и потом бросаем вниз. Руки спокойно висят вдоль туловища. Ладони – чуть-чуть развернуты в сторону слушателей (но точно не тыльной стороной ладони к слушателям). При необходимости взлетают вверх, чтобы совершить жест, и после этого плавно опускаются вниз.

Добавляем комфорта (+ — 2 см). Чуть-чуть, небольшими микро-движениями, корректируем получившуюся позу под себя. Делаем так, чтобы нам было комфортно в этой позе, но чтобы при этом, она не сильно отходила от классики.

Главный принцип в постановке на публике – чтобы оратору было комфортно:

Важно чтобы вам было комфортно. Если классическая поза неудобна (а такое бывает) – ищите другую, не забывая при этом, чтобы ваша основная поза была комфортна не только вам, но и слушателям.

Стоит рядом с оратором оказаться доске, трибуне, стенке, столу или любой другой опоре, как сразу же проявляется тенденция схватиться за эту опору.

Удерживаемся от этого соблазна. Продолжаем стоять в своей основной позе оратора. Оратор, который чтобы не упасть, хватается за все ближайшие предметы – не лучший образец ораторского мастерства.

Если всё-таки не можете удержаться от соблазна, схватиться за стол или трибуну – то опирайтесь двумя руками (а не одной). Так обычно получается и более симметрично и более уверенно.

«Убеждающее выступление: аргументация».

Основные правила формулировке тезиса:

четко понять, к чему хотите призвать;

сформулировать свой тезис в виде яркого, запоминающегося слогана;

в первые же секунды своего выступления провозгласить свой тезис для слушателей.

Дальше идут ваши аргументы. Это факты, доводы в поддержку вашего тезиса. Они убеждают слушателя в истинности вашего тезиса, в ценности вашей идеи.

Аргументов должно быть больше трёх.

Есть такой психологический феномен:

Два аргумента – это всего два аргумента в поддержку вашей идеи. Три аргумента психологически воспринимаются как «много» — больше трёх! Находим как минимум три аргумента в поддержку своей идеи.

С другой стороны, помним про закон 7+ — 2 (а для толпы 3+ -2). Если аргументов больше пяти, то их уже начнут путать и забывать. Поэтому гнаться за количеством тоже не нужно. Для большинства задач хватает 3-5 доводов в подтверждение своей правоты.

Аргументы должны быть сильными. Слабые – лучше убрать.

Прочность цепи определяется прочностью самого слабого звена.

Точно также прочность вашей аргументации определяется прочностью самого слабого аргумент. Если среди 10 сильных доводов затесался 1 слабый – то именно по нему будут судить о качестве всей аргументации. Поэтому слабые и сомнительные аргументы – лучше убирать!

Аргументы должны быть хорошо различимы.

Иногда оратор произносит аргументацию монотонно, без пауз. В результате кажется, что он произнес один длинный аргумент на 10 минут. А то, что у него на самом деле было 10 аргументов по 1 минуте каждый – прошло мимо слушателей. Чтобы этого не происходило можно делать следующее:

считать: «Во-первых, во-вторых, в-третьих».

делать чёткие паузы между аргументами.

перемещаться в пространстве так, чтобы каждая точка пространства соответствовала одному из аргументов.

использовать вводные фразы: «Следующее, что хотелось бы сказать», «Ещё один важный момент, который говорит в пользу» и т.д.

Таким образом, ваши аргументы будут как «гвозди». «Во-первых, во-вторых, в-третьих, в-четвертых». Чётко и ясно – вы вбили четыре аргумента в поддержку вашей идеи. Слушателям легко отличать эти аргументы друг от друга! В результате они лучше поймут вашу аргументацию.

Аргументы должны быть краткими.

По данным исследований, в толпе интеллект каждого индивидуума понижается. С толпой нужно говорить максимально просто и кратко. Аргумент, упакованный в 5 предложений, поймут и запомнят гораздо лучше, чем аргумент, упакованный в 10 предложений.

Даже если вы убеждаете не толпу, а нескольких слушателей, принцип краткости продолжает работать. Если вы потрудились и грамотно подобрали точные слова, которые позволяют в 2-3 фразах передать суть довода, то его поймут лучше. Чем многословную, витиеватую речь.

Сильное начало и сильное завершение.

Как говорится, лучше всего запоминается первое и последнее. Поэтому самые сильные аргументы используйте в начале и в заключение своей речи.

Итак : вы произнесли тезис, и привели 3-5 сильных, кратких, легко различимых аргументов в поддержку вашего тезиса. Начав с сильного и завершив сильным.

Вихорева О.А. Система выявления и поддержки интеллектуально одаренных детей // Дополнительное образование № 5. 2005. С. 39-41.

Вихорева О.А. Программно-методическое обеспечение исследовательской

деятельности учащихся в дополнительном образовании детей // Дополнительное образование №5. 2004. С.36-38.

Герасимова С.И. Организационные формы внеклассной работы по экологии//

Дополнительное образование №1. 2004. С. 43-47.

Головизнина Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности // Дополнительное образование №8. 2002. С.6-11.

Екдокимова Н.Н. «Выращивание» умных головушек // Дополнительное

Заварзина Н.Н. Научно-исследовательская деятельность юных участников

образовательного процесса гимназии // Дополнительное образование №6. 2005. С. 37-40.

Кушко А.В. Научно-практические семинары в системе методической работы

школы по теме «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся» // Практика №8.2005. С.№ 36-48.

Леонтович А.В. Современные трактовки одаренности и организация

исследовательской работы с детьми в сфере дополнительного образования // Дополнительное образование №9. 2002. С.13-17.

Масленников А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы

исследовательской деятельности учащихся» // Практика №6. 2002. С.51-59.

Методические рекомендации к разработке образовательных программ для

одаренных детей. – Челябинск, 2005.

Ташлыкова О.В. Дополнительное образование и научно — исследовательская

работа детей // Дополнительное образование №7. 2003. С.27-30.

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр развития творчества детей и юношества

г. Миньяр Ашинского муниципального района Челябинской области

Директор МОУ ДОД Центра развития

творчества детей и юношества города

Миньяр Ашинского муниципального

района Челябинской области

…Не обрушивайте на ребенка лавину знаний.

…под лавиной знаний могут быть погребены

пытливость и любознательность.

Умейте открывать перед ребенком в окружающем

мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек

жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку

захотелось еще раз возвратиться к тому, что он узнал.

Методическое обеспечение педагогической деятельности

в учреждении дополнительного образования.

«Методическая служба в ОУ – это целостная система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога».

Педагог дополнительного образования должен уметь на высоком уровне комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи. Сегодня востребован не просто педагог, а педагог- исследователь, педагог- психолог, педагог- технолог, умеющий проводить диагностику выстраивать реально достижимые цели и задачи деятельности, прогнозировать результат, творчески применять известные технологии, методические приемы и разрабатывать авторские образовательные программы.

Основные принципы организации методической работы:

Качество методической работы напрямую влияет на эффективность воспитательной работы, уровень профессионально- педагогической компетенции педагога дополнительного образования.

Цель методической службы: построение воспитательной работы Центра развития творчества детей и юношества как инновационный процесс.

повышение качества воспитательной деятельности.

повышение профессионального мастерства педагогов дополнительного образования.

освоение передовых технологий воспитания.

Программа методической работы состоит из 4 разделов.

В 1 разделе — Организация работы МО — определены объекты методической работы- педагоги дополнительного образования и основные направления работы.

2 раздел программы включает — Индивидуально-групповая работа — помогает спланировать работу с 4 группами педагогов дополнительного образования, учитывая их индивидуальные качества.

3 раздел программы представляет основные формы организации работы с молодыми педагогами.

4 раздел программы — Организация работы с коллективом — представляет материалы, осуществляющие методическую поддержку педагогов дополнительного образования.

Система воспитательной работы.

Организация групповой деятельности обучающихся.

Основные направления и формы организации МО

Организация работы с родителями.

Педагогическое просвещение и как его организованность.

Открытые занятия с партнерским участием родителей.

Выставки совместных творческих работ детей и родителей.

Ребенок в пространстве социума.

Профилактика и диагностика

Как использовать программу мониторинговых исследований.

Профилактика асоциального поведения обучающихся.

Организация проблемной деятельности.

Профилактика девиантного поведения в условиях дополнительного образования детей.

Методы и формы работы с проблемным ребенком.

Роль УДОД в профилактике девиантного поведения.

Воспитательные системы и их функционирование

Технология анализа и планирования воспитательной деятельности.

Основы моделирования и создания воспитательной системы.

Организация работы по профориентации.

Индивидуально- групповая работа

1 группа — «инициативные»: опыт, идеи, желание, самостоятельность.

2 группа – «исполнительные»: опыт, желание, помощь.

3 группа – «начинающие»: помощь, подсказка, контроль.

4 группа – «уставшие»: щадящий режим, помощь, контроль.

Общая тематика вопросов и воспитательных проблем (по запросу)

Система работы педагогов дополнительного образования. Педагог как личность.

Воспитательная система микрогруппы, ее моделирование.

Психологические и возрастные особенности обучающихся. Педагогические рекомендации для педагогов дополнительного образования.

Программа развития воспитания.

Работа с семьями группы риска.

Как анализировать результативность воспитательной работы. Диагностика в

5-9 классах. «Лидеры», «Предпочитаемые», «Изолированные»,

Диагностирование и мониторинг. Аналитическая деятельность по определению результативности воспитательной работы.

Уровень воспитанности, как его определить.

Профилактика асоциального поведения обучающихся. Ранняя профилактика. Особенности работы с детьми девиантного поведения. Безопасность и профилактика травматизма.

1 ступень — Система деятельности педагога дополнительного образования. Документация (оформление, ведение).

2 ступень — Основные компоненты воспитательной системы Центра. Организация проблемной деятельности.

3 ступень- Методика педагогической диагностики.

5 ступень — Педагогическая поддержка ребенка.

Формы повышения профессионального мастерства:

Работа над индивидуальной методической темой.

Разработка собственной программы самообразования.

Проведение мониторинговых исследований в режиме самоконтроля.

Рефлексия и анализ воспитательной деятельности.

Организация работы с коллективом

Методическая поддержка организации работы с педагогическим коллективом

Папка педагога дополнительного образования

Тематика воспитательных часов

Тематика родительских собраний

Положения, приказы, методические рекомендации

Основные формы и методы методической работы

Заседание МО — традиционная форма работы методического объединения.

Вступительное слово руководителя МО о проблеме и цели заседания.

Обзор методической литературы.

Выработка решений, рекомендаций.

Практикум – практическое выполнение и решение задач воспитания.

Слово о целях и задачах практикума.

Технология решения задачи, решение проблемы, технология выполнения дела.

Групповая или индивидуальная практическая работа.

Консультация – индивидуально- групповая форма методической работы.

выявление проблемы. Формулирование проблемы в диалоге или группе.

Анализ деятельности по решению проблемы, выявление причин.

Беседа, обязательное обсуждение.

Разработка и представление решения.

Наблюдение за практическим решением проблемы, анализ деятельности.

Добавляем комфорта (+ — 2 см). Чуть-чуть, небольшими микро-движениями, корректируем получившуюся позу под себя. Делаем так, чтобы нам было комфортно в этой позе, но чтобы при этом, она не сильно отходила от классики.

Очень важно научить детей дорожить временем. А для этого надо уметь правильно его оценивать, пред­ставлять, что можно успеть сделать в тот или иной про­межуток времени и сколько его нужно на выполнение того или другого дела.

Многие дети, да и немало взрослых, не представляют себе точно продолжительности минуты, нескольких ми­нут, часа.

Для того чтобы помочь детям заметить неправиль­ность их оценки времени, полезно провести с ними такой опыт: когда соберется несколько ребят, дайте одному из них часы, пусть он следит за секундной стрелкой, по­ка она не сделает полного оборота. Он изумлен, ему ка­жется, что стрелка движется очень медленно, а осталь­ные дети, которые в это время не следят за стрелкой, думают, что минута давно прошла. Поверните цифер­блат к ребятам, дайте им самим убедиться, что длитель­ность минуты действительно такова.

Хорошо сейчас же после этого провести с ними игру «За одну минуту», упростив задания для детей моложе 10 лет. Требования игры, конечно, каждым будут выпол­нены с разным успехом.

Затем предупредите детей, что через 5—10 минут с ними вновь проведут ту же игру, пусть они за это время поупражняются и подумают, какими способами добиться лучших результатов.

Вскоре игра повторяется, и каждый может увидеть, каковы его результаты после упражнений, а ведущий показывает, кому удалось добиться большего успеха, чем другим.

Кратко напомните детям о том, что они ежедневно слышат по радио, о чем читают в газетах — о наших замечательных производственных коллективах, выполня­ющих досрочно месячные и годовые задания.

«А вот мы сами достаточно ли ценим время?

Присмотритесь внимательно к себе, к своим товари­щам, к окружающим, достаточно ли мы все ценим вре­мя? В первые же минуты наблюдений вы обнаружите, что очень много времени уходит зря.

Читайте также:  Месячные начались раньше на 3 дня базальная температура 374

Есть даже такая загадка: «Что мы теряем чаще всего?» (Время.)

Как же сделать так, чтобы время зря не пропадало, чтобы оно использовалось наилучшим образом? Как во многих, так и в этом случае привычка имеет реша­ющее значение — нужно создать привычку не отвлекать­ся от того, что делаешь, делать все без спешки, но быст­ро. А для этого полезно иметь достаточно точное представление о длительности секунды, минуты и т. п.

Итак, надо хорошо представлять себе продолжитель­ность секунды, минуты, часа. Это достигается упражне­ниями, которыми можно заниматься одному или с груп­пой товарищей». Чтобы детям легче было представить себе длительность минуты, полезно предложить после­дить за ведущим, который отмечает протекание одной минуты: взмахом руки (или короткими звуковыми сиг­налами) указывает начало и конец минуты; описывает рукой полный круг в течение одной минуты, показывая этим скорость, с которой движется по циферблату секундная стрелка.

Для того чтобы лучше ценить время и уметь его как следует использовать, нужно помнить о его непрерыв­ном движении. Чтобы сделать для детей более нагляд­ным это движение времени, полезно использовать песоч­ные часы.

Пусть ребенок прислушивается к стуку маятника часов — это создает яркое ощущение того, что время не стоит на месте, что оно беспрерывно движется.

На все это следует обращать внимание детей 7— 8-летнего возраста.

Очень важно приучить детей правильно рассчитывать время, необходимое для выполнения различных повсе­дневных дел. Пусть дети определят, сколько времени они затрачивают на то, чтобы одеться, умыться и убрать за собой, сколько времени в среднем уходит на завтрак, на то, чтобы дойти до школы, до магазина и т. п.

Описание игр

99. Счет секундами

а) Ведущий отсчитывает вслух секунды, на каждой секунде делая взмах рукой. Остальные подражают ве­дущему.

После такого упражнения в течение 1—2 минут про­изводится проверка, как усвоен этот счет. Двое играю­щих закрывают глаза (чтобы совершенно самостоятель­но проделать это упражнение) и после сигнала начинают взмахами руки отсчитывать секунды. Ведущий следит за счетом и поправляет, кого нужно.

б) Каждый из играющих описывает рукой полный круг в течение одной минуты. Ведущий поправляет тех, кто спешит или отстает.

В упражнении могут участвовать дети с 8-летнего возраста.

Как уже указывалось, эти упражнения можно проде­лывать группой и самостоятельно одному, пользуясь часами.

Научиться считать секундами совсем нетрудно, и до­вольно скоро дети будут считать правильно, почти не прилагая усилий — автоматически. Но пусть они время от времени проверяют точность своего счета по часам.

Ежедневными домашними делами — уборкой поме­щения, чисткой овощей, мытьем посуды и т. п.— многие дети занимаются неохотно.

Но если поставить перед ними задачу изо дня в день выполнять каждое из этих дел во все более ускоренном темпе, но так же тщательно, как и раньше, работа начи­нает доставлять удовольствие и становится чем-то вроде интересной игры.

Вообще начать тренировать детей в том, чтобы ни одна секунда у них зря не пропадала, нужно на самых простых делах, совершенно не требующих специального обдумывания.

Опыт показывает, что если, например, во время не­сложной физической работы про себя автоматически от­считывать секунды, внимание и старание усиливаются, и, что самое интересное, в такие моменты иногда неожи­данно для себя начинаешь находить лучшие приемы ра­боты. А наглядное ежедневное сокращение времени на одну и ту же работу, даже незначительное, дает опреде­ленное удовлетворение.

100. Сортируй быстро

а) Нарезать из плотной бумаги 50—60 листков (раз­мером 4X5 см) и написать на каждом по одной из букв: а, б, в, г, д, е — карандашами разного цвета.

Перетасовав листки, предложить одному из играю­щих быстро разложить в отдельные кучки одинаковые буквы одного и того же цвета, заметить по часам, сколь­ко времени ему на это понадобилось. Каждый играющий старается сделать это быстрее другого.

б) Буквы (в варианте а) заменить шестью цифрами или геометрическими фигурами: кругом, квадратом, пря­моугольником и треугольником.

Игра рассчитана на детей 8 лет и старше.

101. «Расторопный почтальон»

В игре могут участвовать до 20 человек.

Нарезать из плотной бумаги 200—400 небольших прямоугольников (примерно 4X5 см) и на каждом из них поставить один из номеров от 1 до 5. Бумажки пе­ретасовать. Ведущий быстро раскладывает их в разных, всем видных местах, стараясь, чтобы они не ложились кучками.

По сигналу ведущего каждый играющий берет себе такое количество прямоугольников, какое он хочет, сор­тирует их по номерам и разносит пяти «адресатам» — играющим, на груди у которых прикреплена бумажка с одним из номеров от 1 до 5.

Каждый «адресат» получает «письма» по счету и от­мечает на листке у «почтальона», сколько он получил от него «писем». Для того чтобы вручить «письма», «поч­тальон» может встать в очередь к нужному ему «адре­сату» или сначала отнести «письма», адресованные дру­гому, возле которого в данный момент нет очереди.

Играющие заранее договариваются, сколько времени должна продолжаться игра (примерно 10 минут), и по сигналу ведущего приемка писем прекращается.

«Расторопным почтальоном» считается тот, кто успел раздать больше «писем», но из этого числа вычитается количество «писем», которые он не успел раздать.

Играющих можно разделить на команды. При этом члены одной команды оказывают помощь друг другу.

В игре могут участвовать дети с 10-летнего возраста.

102. Почтальоны-бегуны

Несколько групп детей (2 и более) соревнуются в быстрой передаче «писем» на расстояние 50—150 м. Бригадир каждой группы расставляет членов своей

группы таким образом, чтобы лучшему бегуну досталась большая часть пути.

Играющий должен добежать до своего товарища, пе­редать ему «письмо» и сейчас же вернуться обратно, чтобы снова бежать со вторым, а затем и с третьим «письмом». Каждая группа передает по три «письма».

Бригадиры отдают «письма» не сразу, а одно за дру­гим; ведущий принимает их в конце пути и отмечает, ка­кая группа доставила раньше других последнее «пись­мо». (Хорошо организовать эту игру с пионерскими звеньями.)

В игре могут участвовать дети с 9-летнего возраста.

103. С расчетом и быстро

Два стула стоят спинками друг к другу на расстоя­нии 3 м. Между ножками стульев на полу натянуты че­тырехметровая тесьма и бечевка.

Двое с завязанными глазами садятся на стулья. По хлопку каждый должен быстро пересесть на стул друго­го и схватить тесьму, если был подан один хлопок, бе­чевку— при двух хлопках. Повторить это состязание не­сколько раз.

В игре могут участвовать дети с 9-летнего возраста.

104. За 5 минут узнаешь много

Задача этой игры — дать детям представление о том, как много можно узнать за короткий срок. Хорошо по­ставить часы перед играющими.

Каждый участник читает для себя (или ведущий — для группы ребят) небольшие статьи или рассказы (из «Пионерской правды», журнала «Пионер») точно в те­чение 5 минут. Один играющий рассказывает наиболее существенное из того, что он узнал за этот срок, осталь­ные его дополняют. Победителем считается тот, кто су­мел дополнить сказанное всеми.

В игре могут участвовать дети с 9-летнего воз­раста.

105. Точно 45 минут

Многие учащиеся довольно точно представляют, ко­гда должен кончиться урок, так как они привыкли к про­должительности времени в 45 минут. Это можно исполь­зовать для интересной игры.

Во время прогулки, скажем, в лес ребята расходятся за грибами, ягодами, цветами. Все должны вернуться к назначенному месту точно через 45 минут. Пусть нуж­но прийти в 6 часов; те, кто вернется в промежуток от 5 часов 57 минут до 6 часов 3 минут, достаточно хорошо оценивают время, и можно их считать победителями.

В игре могут участвовать дети с 10-летнего возраста.

106. Сколько времени прошло?

а) Ведущий, смотря на часы, дает сигнал и через 25 секунд — второй. Каждый должен сказать, сколько времени, по его мнению, прошло между сигналами, а ведущий объявляет, кто правильнее определил время. Каждый раз изменяя промежуток между сигналами, ве­дущий повторяет это раз 5—6 и объявляет победителя.

б) Ведущий дает каждому лист бумаги, на котором написано, через сколько минут тот должен вернуться (от 3 до 10 минут). Играющим, конечно, нельзя пользо­ваться часами.

Все играющие одновременно отходят от ведущего и расходятся в разные стороны. По возвращении играю­щие отдают ему записку со своей фамилией, а ведущий отмечает на ней время их прихода. После этого сразу объявляется, на сколько каждый оказался точен.

В игре могут участвовать дети с 10-летнего возраста.

107. А сколько нужно времени?

Ведущий намечает на расстоянии 200—500 или более метров группу отдельно стоящих деревьев или что-либо другое, выделяющееся на местности, и посылает туда заранее своего помощника с часами.

Играющие делятся на 2—3 отряда, и каждый отряд самостоятельно определяет на глаз расстояние до наме­ченного места и время, за которое он может до него до­бежать или дойти. По сигналу ведущего все начинают движение, а помощник ведущего засекает время прибы­тия каждого отряда на место.

Побеждает тот отряд, который выполнил задание наиболее точно по времени.

Игру хорошо проводить на местности, где нужно пре­одолевать препятствия, переходить речку или глубокий овраг, пройти сквозь лесок и т, д.

В игре могут участвовать дети с 10-летнего возраста.

О необходимости соблюдать режим дня дети слышат часто от учителей и родителей, но не всегда выполняют это требование. Нужно напомнить детям, что выполне­ние режима приучает ценить и экономить время.

Посоветуйте им поупражняться еще в ряде дел, раз­вивающих чувство времени.

108. Точно к намеченному сроку

Узнав время, необходимое для того, чтобы пройти от дома до школы, учащиеся, живущие в разных местах, договариваются приходить в школу точно к намеченно­му сроку. Так же можно приходить на пионерский сбор и т. п. Хорошо если за эту задачу дети возьмутся по соб­ственному желанию и будут сами проверять точность выполнения ее каждым участником.

В игре могут участвовать дети с 10-летнего возраста.

109. Успей закончить вовремя

а) В колхозе или на пришкольном участке правиль­но распределить между детьми работу и уговориться о времени, в течение которого она должна быть сделана. Если дети привыкли к играм-соревнованиям на время, они будут работать со спортивным азартом, чтобы вы­полнить работу в срок.

б) Наметить для всех одно и то же учебное задание, например: выучить стихотворение или правило, написать упражнение, решить пример или задачу.

Договоритесь о времени, в течение которого это нуж­но выполнить. Закончивший задание раньше других дает об этом знать. Ведущий проверяет и выявляет по­бедителя.

В этих упражнениях могут участвовать дети с 10-лет­него возраста.

110. Будь точным

Выбрать ровную поляну (без ухабов и пней) и про­вести на земле две параллельные прямые одну от дру­гой на расстоянии 30 м. (Как провести параллельные прямые, дано в указании к игре 120.)

Все становятся на одной прямой и должны пройти с завязанными глазами до другой прямой за одну ми­нуту.

Ведущий дает сигнал в начале и в конце соревнований. После второго сигнала все сразу останавливаются и развязывают глаза.

Побеждает тот, кто остановился на черте или ближе всех от черты.

В игре могут участвовать дети с 10-летнего возраста.

111. Сколько букв?

Кто первый подсчитает количество букв в предложе­нии, прочитанном ведущим 1—2 раза. (В предложении должно быть 25—40 букв.)

Можно тренироваться в подобном подсчете так: про­читать про себя 1—2 раза предложение и, прикрыв текст, подсчитать количество букв в нем. Затем прове­рить себя.

В игре могут участвовать дети с 10-летнего возраста.

112. За одну минуту

Кто сделает больше за одну минуту:

а) аккуратно напишет одну и ту же букву много раз;

б) напишет возможно больше чисел подряд начиная с единицы;

в) нанижет на нитку швейные иголки (или пугови­цы, бусы и т. п.);

г) свяжет обрывки ниток длиной в 10 см; сравнит, у кого получилась самая длинная нитка.

В игре могут участвовать дети с 10-летнего возраста.

113. Мы будем печатниками

Использовать разрезную азбуку или нарезать из плотной бумаги (картона) квадратики размером 1,5×1,5 см и написать на них все буквы русского алфа­вита (только строчные) в количестве, достаточном для того, чтобы составить из них фразы в 4—5 слов. Рас­положить их в таком порядке, как они лежат в типо­графской наборной кассе (на рис. 24 изображена часть кассы).

Ведущий диктует фразу (вначале в 2—3 слова, а когда дети натренируются в наборе букв,— в 5 слов), а двое соревнуются в том, кто раньше составит ее из этих букв.

По окончании игры аккуратно разложить буквы по своим местам.

В игре могут участвовать дети с 10-летнего возраста.

114. Победит тот, кто останется позади

Играющие становятся в одну шеренгу лицом к веду­щему. Они должны будут быстро произносить слова, начинающиеся с одной буквы, которую в начале игры на­зывает ведущий.

Ведущий через каждые 3 секунды взмахивает рукой, и точно во время взмаха каждый по очереди говорит нужное слово, причем нельзя повторять слова, уже ска­занные.

Тот из играющих, кто не успел вовремя произнести слово, делает шаг вперед, но не теряет права на участие в игре; только сделав пятый шаг, он выбывает из игры.

Игра прекращается, когда из нее выбывает две трети принимавших в ней участие.

Побеждает тот, кто меньше других сделал шагов.

В игре могут участвовать дети с 11-летнего возраста.

115. Учись печатать на машинке

Использовать буквы, приготовленные для игры 113, и разложить их на столе в таком порядке, как они рас-

На пишущей машинке буквы расположены следую­щим образом:

э у к е н г ш щ з х

ф ы ц в а п р о л д ж

я ч й с м и т ь б ю

В игре могут участвовать дети с 12-летнего возраста.

Некоторые игры из других разделов также содержат требование выполнить то или иное задание в определен­ное время или же включают соревнование в скорости, что способствует воспитанию у детей привычки доро­жить временем.

Нужно с детьми поговорить еще о следующем:

«Кто умеет дорожить временем, тот и часы отдыха проводит с пользой.

Но вы, конечно, встречали людей, которым в свобод­ное время нередко бывает скучно, «нечего делать», кото­рые не знают, как «убить время».

Научиться культурно проводить досуг — очень важно».

Нужно также обратить внимание детей на разницу между суетливостью, спешкой в работе и осмысленным стремлением не потерять зря ни одной минуты. Хорошо говорят об этом русские народные пословицы:

«От тысячи сует пользы делу нет».

«Кто отстал?— Скорый.— Кто дошел?— Спорый!»

Играющие становятся в одну шеренгу лицом к веду­щему. Они должны будут быстро произносить слова, начинающиеся с одной буквы, которую в начале игры на­зывает ведущий.

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.

Оцените статью
Вся медицина: симптоматика и лечение всех видов болезней