Резко повышает вероятность генетических отклонений в потомстве результат фактор отельный фактор женственный брака множественных аллелизм сидящий образ жизни

Ответы

вид (лат. species) — основная структурная единица биологической систематики живых организмов (животных, растений имикроорганизмов)[1]; таксономическая, систематическая единица, группа особей с общими , и поведенческими признаками, способная к взаимному скрещиванию, в ряду поколений плодовитое потомство, закономерно распространённая в пределах определённого ареала и сходно изменяющаяся под влиянием факторов внешней среды.

по состоянию на 2011 год число описанных видов живых организмов составляло примерно 1,7 млн[2] (см. раздел «статистика»). общее число видов, существующих на земле, оценивается по-разному: называется цифра 8,7 млн[3][4], в том числе цветковые растения — около 400 тысяч видов[5] (сейчас описано примерно 300 тысяч); другие учёные считают, что одних лишь видов грибов на нашей планете существует более 5 миллионов видов (при том, что сейчас описано всего лишь около 100 тысяч)[5]. число вымерших видов, по некоторым оценкам, составляет около 500 миллионов[6].

вид (лат. species) — основная структурная единица биологической систематики живых организмов (животных, растений имикроорганизмов)[1]; таксономическая, систематическая единица, группа особей с общими , и поведенческими признаками, способная к взаимному скрещиванию, в ряду поколений плодовитое потомство, закономерно распространённая в пределах определённого ареала и сходно изменяющаяся под влиянием факторов внешней среды.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

В этой статье постараемся разобраться с одним из типов взаимодействий аллельных генов: множественный аллелизм.

По своему опыту репетитора по биологии знаю, что основная сложность в понимании этого вопроса заключается в том, что не всем сразу становится понятно, почему же при таком типе взаимодействия генов мы продолжаем говорить, что речь идет именно о взаимодействии аллельных генов.

И правда, мы ведь хорошо запомнили из опытов Менделя, что за каждый признак отвечает какой-то один ген, который в диплоидных клетках организма, то есть в его генотипе всегда находится в двух аллельных состояниях (либо одинаковых АА или аа — гомозигота, либо в разных Аа — гетерозигота). При этом, при полном доминировании мы будем наблюдать фенотипических два состояния этого признака: в генотипах АА или Аа — первое состояние признака, а в генотипе аа — второе состояние.

Да, действительно, многие признаки организмов определяются как и признаки, изучаемые Менделем, одной парой аллельных генов, Но есть признаки, например, окраска шерсти у кроликов, когда за проявление окраски отвечают четыре разных аллеля, но в каждом отдельном генотипе аллельных генов может быть все равно только два.

Чтобы получше разобраться с таким явлением как множественный аллелизм, то есть понять как происходит наследование признака, контролируемого многими аллелями, сначала разберем комплекс из пяти заданий по наследованию окраски меха у хорьков от исходной (через ряд аллельных форм) к белой (не совсем правильно называемой в этих заданиях альбиносной), а затем еще несколько задач.

Привожу условия всех заданий, чтобы вы могли составить сначала свое собственное суждение о том, как вообще может происходить наследование окраски подобным образом и решить задачи самостоятельно.

1. При скрещивании двух цветных (соболиных) хорьков в потомстве был получен один альбинос. Как можно объяснить это явление? Ответ обоснуйте генотипами родителей.

2. При скрещивании цветного хорька и альбиноса в потомстве было 50% цветных и 50% альбиносов щенков. Объясните такое расщепление. Каковы генотипы родителей? Может ли появиться альбинос от скрещивания двух цветных хорьков из первого поколения? Если да, то с какой вероятностью?

3. При скрещивании пастелевого и цветного соболиного хорьков в потомстве были получены пастелевые, соболиные и альбиносы щенки. Как распределятся эти признаки среди 15 щенков? Напишите генотипы родителей и потомства.

4. Могут ли при скрещивании двух альбиносов появиться цветные щенки? Ответ обоснуйте.

5. При скрещивании серого хорька (c ch ) с пастелевым (c p ) в потомстве были получены 3 серых, 1 пастелевый и 1 альбинос щенки. Каковы генотипы родителей и потомства? Какое расщепление по фенотипам и генотипам следует ожидать при скрещивании хорьков из первого поколения: 1) серых между собой; 2) пастелевого и альбиноса; 3) альбиноса и серого хорька?

6. В серии множественных аллелей окраски шерсти у кроликов наблюдаются следующие взаимоотношения: С(агути)>C ch (шиншилла)>C h (гималайская). Какую часть потомства составят крольчата гималайской и шиншилловой окраски при скрещивании животных c генотипами СС ch и C ch C h ?

7. У кошек имеется серия множественных аллелей по гену С, определяющему окраску шерсти: С – дикий тип (серые), с s – сиамские кошки (кремовые с черными ушами и черными лапками), с – белые кошки с красными глазами (альбиносы). Каждый из аллелей полно доминирует над следующим: С > с s > c. От скрещивания серой кошки с сиамским котом родились два котенка: сиамский и альбинос. Какие еще фенотипы могли бы выщепиться в этом скрещивании? Какое расщепление следует ожидать в потомстве от скрещивания данного сиамского кота с белой красноглазой кошкой?

Итак, повторим , что означает термин «множественные аллели»

Это когда за определенный признак (в данном случае цвет хорьков) отвечает не одна пара аллельных генов, а несколько. То есть кроме основных аллелей (С — доминантного и с — рецессивного) в генотипах каких то других особей могут присутствовать в тех же локусах другие аллельные гены ( с с h , c p ), находящиеся по силе влияния между этими двумя основными генами.

Да, в каждом определенном генотипе только одна пара аллельных генов, но всего таких аллельных генов, отвечающих за один признак может быть не одна пара, а две и более пар — множество аллелей одного признака.

Эти другие аллельные гены «ведут» себя по разному: по отношению к доминантному они ведут себя как рецессивные, а по отношению к рецессивному — как доминантные.

Например, в данных задачах мы введем следующие обозначения аллелей: мех цветных (соболиных) хорьков обозначим аллельным геном C — большое, серые —c cp , пастелевые cp и белые альбиносы c — малая. Причем я расположил их сразу по силе влияния друг на друга в случае совместного нахождения их в каком-либо определенном генотипе: C>cch>cp>c .

Таким образом, как теперь будут выглядеть отдельные генотипы различных особей:

CC, Cc cp , Ccp, Cc — все четыре типа особей с такими парами аллельных генов будут с главной цветной (соболиной) окраской меха.

c cp c cp , c cp cp, c cp c — все три такие типы особей будут с серой окраской меха. cpcp, cpc — такие два типа организмов будут с пастелевой окраской меха.

cc — только один тип организмов будет белым.

1. При скрещивании двух цветных (соболиных) хорьков в потомстве был получен один альбинос. Как можно объяснить это явление? Ответ обоснуйте генотипами родителей.

F: CC,2Cc,cc — три цветных : один белый.

Генотип исходных родителей в этом задании должен быть только гетерозиготным у обоих, иначе не получилось бы белых альбиносов.

2. При скрещивании цветного хорька и альбиноса в потомстве было 50% цветных и 50% альбиносов щенков. Объясните такое расщепление. Каковы генотипы родителей? Может ли появиться альбинос от скрещивания двух цветных хорьков из первого поколения? Если да, то с какой вероятностью?

F: Cc,cc – цветные и альбиносы по 50%. (Чтобы от скрещивания цветных с альбиносами появилось альбиносов поровну с цветными, генотип цветных должен быть только гетерозиготен).

б) Это как и задача 1, да может, так как Cc x Cc и альбиносов будет 25%

3. При скрещивании пастелевого и цветного соболиного хорьков в потомстве были получены пастелевые, соболиные и альбиносы щенки. Как распределятся эти признаки среди 15 щенков? Напишите генотипы родителей и потомства.

P: c p c * Cc

F: c p c, Cc p ,Cc,cc,

так как появились и альбиносы, то генотипы обоих родителей должны быть гетерозиготными и иметь по одному с — аллелю). Из 15 щенков (выборка маленькая и теоретическое расщепление 1:2:1 не будет соблюдаться полностью) могло быть 4 пастелевых, 7 цветных и 4 белых.

4. Могут ли при скрещивании двух альбиносов появиться цветные щенки? Ответ обоснуйте.

При скрещивании двух альбиносов, генотипы которых могут быть только cc, родиться могут только альбиносные особи, так как в них не от куда взяться ни одному доминирующему над ними аллелю.

5. При скрещивании серого хорька c ch — с пастелевым c p — в потомстве были получены 3 серых, 1 пастелевый и 1 альбинос щенки. Каковы генотипы родителей и потомства? Какое расщепление по фенотипам и генотипам следует ожидать при скрещивании хорьков из первого поколения: 1.Серых между собой. 2. Пастелевого и альбиноса. 3. Альбиноса и серого хорька.

Два серых (а не три, так как это результат теоретического скрещивания для большой выборки, а не реальные результаты, полученные в описываемой задаче), один пастелевый и один альбинос.

  • а) P: c cp c p x c cp cp

F: c cp c cp , 2c cp cp, c p c p – три серых : один пастелевый.

F: c cp c cp , c cp cp, c cp c, cpc — 3 серых : 1 пастель.

F: c cp c cp , 2c cp c, cc – 3 серых : 1 белый.

F: c p c, cc – 1 пастель : 1 белый.

F: c cp c, c p c — серые : пастель 1 : 1.

F: c cp c, cc – серые : белые 1 : 1

Задача 6. Разводим кроликов

В серии множественных аллелей окраски шерсти у кроликов наблюдаются следующие взаимоотношения: С(агути)>C ch (шиншилла)>C h (гималайская). Какую часть потомства составят крольчата гималайской и шиншилловой окраски при скрещивании животных c генотипами СС ch и C ch C h ?

Прежде всего надо дать пояснение почему эта задача про кроликов не на ди- или даже тригибридное скрещивание, а на моногибридное? Как видим из условия задачи, хотя и указываются как-будто «три» признака, на самом деле то речь идет лишь об одном признаке — это признак окраски шерсти кроликов.

За окраску шерсти у кроликов в данной задаче отвечают не два аллеля гена окраски (как чаще всего бывает), а три. Таким образом, это задача на взаимодействие аллельных генов (вариант — множественный аллелизм). Причем аллельный ген С доминирует над C ch и оба они доминируют над аллелем C h при совместном присутствии в зиготе.

Итак, при скрещивании кроликов с генотипами:

F1: СС ch , CC h , C ch С ch , C ch C h или по фенотипу это будут только агути и шиншиллы по 50% и не будет в потомстве кроликов с гималайской окраской шерсти.

Задача 7. Похожая на предыдущую, но про кошек

У кошек имеется серия множественных аллелей по гену С, определяющему окраску шерсти: С – дикий тип (серые), с s – сиамские кошки (кремовые с черными ушами и черными лапками), с – белые кошки с красными глазами (альбиносы). Каждый из аллелей полно доминирует над следующим: С > с s > c. От скрещивания серой кошки с сиамским котом родились два котенка: сиамский и альбинос. Какие еще фенотипы могли бы выщепиться в этом скрещивании? Какое расщепление следует ожидать в потомстве от скрещивания данного сиамского кота с белой красноглазой кошкой?

Поскольку сказано, что от серой кошки (значит в её генотипе хотя бы один из аллельных генов окраски должен быть С-большое) и сиамского кота (значит в его генотипе точно нет С-большого и есть хотя бы один аллельный ген с s ), родились альбиносный — сс и сиамский — с s — котята, то оба родителя должны были иметь аллели с-малое.

F1: c s c, cc, Cc s , Cc, то есть, кроме сиамского и альбиносного котят могут родиться еще и серые котята в количестве 50%.

От этого же сиамского кота и альбиносной кошки с генотипами с s c и сс могут родиться только такие же точно котята с генотипами с s c и сс, то есть сиамские и альбиносы в соотношении 1:1.

У кого будут вопросы по статье к репетитору биологии по Скайпу, обращайтесь в комментарии. У меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

1. При скрещивании двух цветных (соболиных) хорьков в потомстве был получен один альбинос. Как можно объяснить это явление? Ответ обоснуйте генотипами родителей.

Бесплодие существовало уже тысячи лет тому назад, и будет встречаться в будущем. О генетических причинах бесплодия, возможностях их диагностики и лечения рассказал «МедНовостям» ведущий научный сотрудник лаборатории генетики нарушений репродукции ФГБНУ «Медико-генетический научный центр», доктор медицинских наук Вячеслав Борисович Черных.

Читайте также:  Крио жду узи нет никаких ощущений

Вячеслав Борисович, каковы основные причины нарушения репродуктивной функции?

— Причин и факторов нарушений репродуктивной функции очень много. Это могут быть генетически обусловленные нарушения (различные хромосомные и генные мутации), негативные средовые факторы, а также их комбинация – многофакторная (мультифакториальная) патология. Многие случаи бесплодия и не вынашивания беременности обусловлены сочетанием различных генетических и негенетических (средовых) факторов. Но большинство тяжелых форм нарушения репродуктивной системы связано с генетическими факторами.

С развитием цивилизации и ухудшением экологии ухудшается и репродуктивное здоровье человека. Помимо генетических причин на фертильность (способность иметь собственное потомство) может влиять множество различных негенетических факторов: перенесенные инфекции, опухоли, травмы, операции, облучение, интоксикация, гормональные и аутоиммунные нарушения, курение, алкоголь, наркотики, стресс и психические расстройства, неправильный образ жизни, профессиональные вредности и другие.

Различные инфекции, в первую очередь передающиеся половым путем, способны приводить к снижению фертильности или бесплодию, порокам развития у плода и/или невынашиванию беременности. Осложнения от инфекции (например, орхит и орхоэпидидимит при паротите у мальчиков), а также от лечения лекарственными препаратами (антибиотиками, химиотерапия) у ребенка, и даже у плода во время его внутриутробного развития (при приеме лекарств матерью во время беременности), могут приводить к нарушению гаметогенеза и быть причиной проблем репродукции, с которыми он столкнется, уже став взрослым.

За последние десятилетия существенно изменились показатели качества семенной жидкости у мужчин, поэтому несколько раз были пересмотрены нормативы ее анализа — спермограммы. Если в середине прошлого века нормой считали концентрацию 100-60-40 миллионов сперматозоидов в одном миллилитре, в конце ХХ века – 20 миллионов, то теперь нижняя граница нормы «спустилась» до 15 миллионов в 1 миллилитре, при объеме не менее 1,5 мл и общем количестве не менее 39 млн. Подверглись пересмотру также показатели подвижности и морфологии сперматозоидов. Сейчас они составляют не менее 32% прогрессивно подвижных и не менее 4% нормальных сперматозоидов.

Но, как бы то ни было, бесплодие существовало и тысячи и миллионы лет тому назад, и будет встречаться в будущем. И регистрируют его не только в мире людей, но и у разных живых существ, в том числе бесплодие или невынашивание беременности может быть связано с генетическими нарушениями, блокирующими или снижающими способность деторождения.

Что это за нарушения?

Существует большое количество генетических нарушений репродукции, которые могут затрагивать разный уровень наследственного аппарата – генома (хромосомный, генный и эпигенетический). Они могут негативно влиять на различные стадии развития или функцию репродуктивной системы, этапы репродуктивного процесса.

Часть генетических нарушений связана с аномалиями формирования пола и пороками развития половых органов. Например, когда у девочки внутриутробно не формируются или не развиваются какие-то органы репродуктивной системы, она может родиться с недоразвитием или даже с отсутствием яичников или матки и маточных труб. У мальчика могут быть пороки, связанные с аномалиями мужских половых органов, например, недоразвитие одного или обеих яичек, придатков или семявыносящих протоков, крипторхизм, гипоспадия. В особенно тяжелых случаях возникают нарушения формирования пола, вплоть до того, что при рождении ребенка бывает даже невозможно определить его пол. В целом, пороки развития половой системы стоят на третьем месте среди всех врожденных аномалий – после пороков развития сердечно-сосудистой и нервной системы.

Другая группа генетических нарушений не сказывается на формировании половых органов, но ведет к задержке полового созревания и/или к нарушению гаметогенеза (процесса образования половых клеток), гормональной регуляции функционирования гипоталамо-гипофизарно-гонадной оси. Такое часто наблюдается при поражении головного мозга, при нарушении функции половых желез (гипогонадизме) или других органов эндокринной системы, и может приводить, в конечном итоге, к бесплодию. Хромосомные и генные мутации могут затрагивать только гаметогенез – полностью или частично нарушать продукцию достаточного количества и качества половых клеток, их способность участвовать в оплодотворении и развитии нормального эмбриона/плода.

Генетические нарушения часто являются и причиной или факторами невынашивания беременности. Вообще большинства потерь беременности происходят из-за вновь возникших хромосомные мутации, которые образуются в ходе деления незрелых половых клеток. Дело в том, что «тяжелые» хромосомные мутации (например, тетраплоидия, триплоидия, моносомии и большинство трисомии по аутосомам) несовместимы с продолжением развития эмбриона и плода, поэтому в таких ситуациях большинство зачатий не заканчиваются родами.

Сколько супружеских пар сталкивается с такой проблемой?

В целом с проблемой бесплодия сталкиваются 15-18% супружеских пар, и каждая седьмая (около 15%) из клинически зафиксированных беременностей заканчивается невынашиванием. Большинство беременностей самопроизвольно прерывается на самых ранних сроках. Зачастую это случается так рано, что женщина даже не знала, что у нее была беременность – это, так называемые, доклинические потери (незафиксированные беременности). Около двух третей всех беременностей теряются в первом триместре – на сроке до 12 недель. Для этого есть биологические основания: количество хромосомных мутаций в абортивном материале составляет порядка 50-60%, наиболее высоко при анэмбрионии. На первых днях — неделях этот процент еще выше – достигает 70%, а мозаицизм по набору хромосом встречается у 30-50% эмбрионов. С этим же связана не очень высокая эффективность (примерно 30-40%) наступления беременности в программах ЭКО/ICSIбез проведения предимплантационной генетической диагностики (ПГД).

Кто чаще является носителем «ущербного» гена – мужчина или женщина? И как понять, насколько генетически «совместимы» супруги?

— «Мужской» и «женский» факторы бесплодия встречаются примерно с одинаковой частотой. При этом у трети бесплодных супружеских пар имеются нарушения репродуктивной системы со стороны обоих супругов. Все они, конечно, очень разные. Некоторые генетические нарушения чаще встречаются у женщин, другие – чаще или преимущественно у мужчин. Встречаются и пары с выраженными или тяжелыми нарушениями репродуктивной системы одного из партнеров, а также снижением фертильности у обоих супругов, при этом у них снижена способность к зачатию и/или повышен риск вынашивания беременности. При смене партнеров (при встрече партнера с нормальным или высоким репродуктивным потенциалом) может наступать беременность. Соответственно, все это рождает досужие вымыслы по поводу «несовместимости супругов». Но как таковой генетической несовместимости у каких-либо супружеских пар нет. В природе существуют барьеры межвидового скрещивания – у разных видов присутствует разный набор хромосом. Но все люди относятся к одному виду – Homo sapiens.

Каким образом тогда пара может удостовериться, что она не бесплодна и, главное, может иметь здоровое потомство?

Заранее сказать точно, будут или не будут у данной супружеской пары проблемы деторождения, невозможно. Для этого необходимо проведение комплексного обследования. Да и после этого гарантировать успешность наступления беременности нельзя. Это обусловлено тем, что способность фертильности (иметь жизнеспособное потомство) очень сложный фенотипический признак.

Предполагается, что на репродуктивную систему человека, его способность иметь детей влияет, по крайней мере, каждый 10-ый ген – всего примерно 2-3 тысячи генов. Помимо мутаций в геноме человека присутствует большое количество (миллионы) вариантов ДНК (полиморфизмов), сочетание которых составляет основу генетической предрасположенности к тому или иному заболеванию. Сочетание различных генетических вариантов, влияющих на способность иметь потомство, просто огромно. Многие генетические причины бесплодия не имеют клинических проявлений со стороны репродуктивной системы. Многие генетически обусловленные нарушения репродуктивной системы клинически выглядят одинаково при совершенно разных причинах, в том числе при различных хромосомных и генных мутациях, многие так называемые, несиндромальные нарушения, не имеют специфичной клинической картины, по которой можно было бы предположить конкретный генетический эффект. Все это очень усложняет поиск генетических нарушений и диагностику наследственных болезней. К сожалению, существует огромная пропасть между знаниями генетики человека и практическим их использованием в медицине. Кроме того, в России значительный дефицит врачей-генетиков, цитогенетиков и других специалистов, квалифицированных в медицинской генетике.

Тем не менее, при многих наследственных заболеваниях и нарушениях репродукции, в том числе связанных с генетическими факторами, есть возможность иметь здоровых детей. Но, конечно, надо так планировать лечение и профилактику, чтобы минимизировать риски наследственных заболевания и пороков развития у потомства.

В идеале любая супружеская пара перед планированием беременности должна пройти комплексное, в том числе медико-генетическое обследование и консультирование. Врач-генетик изучит анамнез, родословную и, если будет необходимость, проведет специфические тесты для выявления генетических заболеваний/нарушений или их носительства. Проводится клиническое обследование, цитогенетическое исследование, анализ хромосом. По необходимости они дополняются более детальным молекулярно-генетическим или молекулярно-цитогенетическим исследованием, то есть исследованием генома на какие-то конкретные генные мутации или микроструктурные перестройки хромосом. При этом генетическая диагностика является поисковой, подтверждающей, но не может полностью исключить наличие генетического фактора. Она может быть направлена на поиск мутаций, и если ее нашли, то это большая удача. Но если мутаций не нашли, это не значит, что их нет.

Если так сложна уже сама диагностика генетических нарушений, то что тогда говорить о лечении?

— Сами по себе генетические изменения, действительно, скорректировать невозможно. По крайней мере, на сегодняшний день генная терапия разработана только для небольшого числа наследственных заболеваний, и эти заболевания преимущественно не связанны с репродуктивной системой. Но это не значит, что влияющие на репродукцию генетические заболевания не поддаются лечению. Дело в том, что лечение может быть разное. Если говорить об устранении причины заболевания, то пока это, действительно, невозможно. Но есть еще другой уровень лечения – борьба с механизмами развития заболевания. Например, при заболеваниях, связанных с нарушением продукции гонадотропных или половых гормонов, эффективна заместительная или стимулирующая выработку гормонов терапия. Но при дефекте рецептора к гормону (например, к мужским – андрогенам) лечение может быть неэффективно.

Многие проблемы деторождения могут быть успешно решены с помощью вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ), среди которых особое место занимают методы ЭКО – экстракорпорального оплодотворения. ЭКО дает шанс иметь собственное потомство многим супружеским парам с тяжелыми формами бесплодия и привычным невынашиванием, в том числе вызванными генетическими причинами.

С помощью методов вспомогательной репродукции стало возможным преодоление бесплодия, даже при таких тяжелых нарушениях фертильности у мужчин, как азооспермия, олигозооспермия и астено-/тератозооспермия тяжелой степени, при непроходимости или отсутствии маточных труб, выраженных нарушениях созревания яйцеклеток у женщин. В случае отсутствии или дефектности собственных гамет (зрелых половых клеток) можно добиться зачатия и родить ребенка при использовании донорских половых клеток, а при невозможности выносить – прибегнув в программе суррогатного материнства.

Дополнительные методы отбора половых клеток позволяют использовать для оплодотворения более качественные мужские половые клетки. А предимплантационная генетическая диагностика (ПГД) эмбрионов, которая направлена на выявление хромосомных и генных мутаций, помогает родить генетически здоровое потомство, не имеющее тех мутаций, которые несли родители.

Вспомогательные репродуктивные технологии могут помочь и парам с повышенным риском невынашивания, либо рождения ребенка с несбалансированным кариотипом и тяжелыми пороками развития. В таких случаях проводится процедура ЭКО с предимплантационной генетической диагностикой, при которой отбираются эмбрионы с нормальным набором хромосом, не имеющие мутаций. Появляются и новые методики вспомогательной репродукции. Например, для женщин с плохим качеством ооцитов (женских половых клеток в период их роста в яичнике) используется технология реконструкции ооцита, при которой используются донорские клетки, из которых удалены ядра. В эти клетки вставляются ядра реципиентов, после чего их оплодотворяют сперматозоидами мужа.

А есть ли «минусы» у вспомогательных репродуктивных технологий?

— Да, это может негативно сказаться на демографической картине в будущем. Среди пар, которые имеют проблемы с деторождением и идут на ЭКО, повышена частота генетических изменений, особенно связанных с нарушением репродуктивной системы. В том числе, таких, которые не диагностируются и могут передаваться будущим поколениям. А это значит, что будущие поколения будут все больше и больше нести груз генных мутаций и полиморфизмов, связанных с бесплодием и невынашиванием беременности. Для снижения вероятности этого необходимо повсеместное медико-генетическое обследование и консультирование супружеских пар с проблемами деторождения, в том числе перед проведением ЭКО, а также развитие и широкое использование дородовой (предимплантационной и пренатальной) диагностики.

Многие проблемы деторождения могут быть успешно решены с помощью вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ), среди которых особое место занимают методы ЭКО – экстракорпорального оплодотворения. ЭКО дает шанс иметь собственное потомство многим супружеским парам с тяжелыми формами бесплодия и привычным невынашиванием, в том числе вызванными генетическими причинами.

Контрольная работа по теме: генетика и селекция

Контрольная работа по теме: ГЕНЕТИКА И СЕЛЕКЦИЯ

А Выберите одно правильное утверждение из 4 предложенных.

1. Основные закономерности наследственности и изменчивости были впервые установлены:

2. Грегор Мендель при изучении наследственности использовал метод:

Читайте также:  Результат хгч 1.20 мед/мл

А. генеалогический. Б. цитогенетический.

В. Гибридологический. Г. Биохимический.

3. совокупность всех наследственных задатков клетки или организма – это:

А. генотип. Б. фенотип. В. Генофонд. Г. Кариотип.

4. сцепленными генами называют гены, наследующиеся:

А. независимо друг от друга. Б. в свободных комбинациях.

В. Совместно друг с другом. Г. Каждый ген наследуется вместе со всеми генотипом.

5. Взаимоисключающие состояния признака определяются генами:

А. доминантными. Б. аллельными. В. Рецессивными. Г. Альтернативными.

6. Взаимодействие неаллельных генов, при котором в потомстве проявляется новое состояние признака:

А. эпистаз. Б. комплементарность. В. Полимерия. Г. Плейотропия.

7. Множественное действие генов:

А. эпистаз. Б. комплементарность. В. Полимерия. Г. Плейотропия.

8. Метод изучения генетики человека, ранее относившийся к евгенике:

В. Генеалогический. Г. Близнецовый.

9. Комплекс генов, передаваемых потомству при размножении:

А. генотип. Б. фенотип. В. Генофонд. Г. Кариотип.

10. условия успешного применения гибридологического метода:

А. использование для скрещивания чистых линий организмов,

Б. индивидуальный анализ потомства каждого скрещивания,

В. Статистическая обработка полученных результатов.

Г. Все перечисленные условия.

11. метод, применяющийся для изучения явления сцепленного наследования признаков и определения расстояния между соответствующими генами:

А. цитогенетический. Б. близнецовый.

В. Молекулярно-биологический. Г. Гибридологический.

12. каждая гамета несет по одному гену из каждой аллельной пары генов – это формулировка закона:

А. доминирования. Б. чистоты гамет.

В. Расщепления. Г. Сцепленного наследования.

13. женская гетерогаметность имеет место у:

А. дрозофилы. Б. человека. В. Вороны. Г. Кошки.

14. наследование групп крови у человека относят к :

А. плейотропии. Б. кодоминированию.

В. Дигибридному скрещиванию. Г. Комплементарности.

15. признаки, степень выраженности которых плавно варьирует в определенных границах:

А. качественные. Б. количественные.

В. Полуколичественные. Г. Неопределенные.

16. гены, обладающие множественным действием, не кодируют:

А. ключевые белки-ферменты. Б. мембранные белки-рецепторы.

17. признак, наследуемый сцеплено с полом:

А. острота зрения. Б. свертываемость крови.

В. Форма волос. Г. Число пальцев.

18. биологический мутогенез осуществляется при помощи:

А. простейших. Б. одноклеточных грибов.

В. Одноклеточных водорослей. Г. Вирусов.

19. модификационная изменчивость связана с изменением:

А. генотипа. Б. генофонда. В. Фенотипа. Г. Генома.

20. мутации, приводящие к изменчивость связана с изменением:

А. генные. Б. геномные. В. Хромосомные. Г. Соматические.

21. цитогенетический метод генетики человека основан на изучении:

А. родословных. Б. особенностей обмена веществ.

В. Морфологии хромосом. Г. Свойств гибридов.

22. резко повышает вероятность генетических отклонений в потомстве:

А. резус-фактор. Б. близкородственный брак.

В. множественный аллелизм. Г. Сидячий образ жизни.

23. альбинизм у млекопитающих и человека – это пример изменчивости:

А. модификационный. Б. мутационный.

В. Цитоплазматический. Г. Комбинативной.

Б. выберите три правильных утверждения

1. для корректного применения гибридологического метода необходимо, чтобы:

А. родительские особи были чистыми линиями (гомозиготными).

Б. родительские особи могли быть как одного, так и разных видов.

В. Осуществляется анализ потомков от каждой родительской пары в каждом поколении.

Г. Анализ потомков проводился в первых двух поколениях, потом может не проводиться.

Д. анализ потомков проводился статистическими методами.

Е. проводился биохимический анализ потомства.

2. закон независимого наследования признаков соблюдается при условиях:

А. один ген отвечает за один признак.

Б. один ген отвечает за несколько признаков.

В. Гибриды первого поколения должны быть гомозиготными.

Г. Гибриды первого поколения должны быть гетерозиготными.

Д. изучаемые гены должны располагаться в разных парах гомологичных хромосом.

Е. изучаемые гены могут располагаться в одной паре гомологичных хромосом.

3. признаки, характеризующие генотип:

А. совокупность генов организма. Б. совокупность внешних признаков

В. Совокупность внутренних признаков. Г. Совокупность хромосом.

Д. совокупность половых клеток. Е. весь наследственный материал клетки.

4. основные характеристики ненаследственной изменчивости:

А. генотипическая. Б. фенотипическая. В. Индивидуальный характер.

Г. Групповой характер. Д. зависимость от условий среды. Е. сохраняется в потомстве.

5. Признаки, характеризующие доминантные мутации:

А. в гетерозиготном состоянии не проявляются.

Б. проявляются в первом поколении гибридов.

В. Могут снижать жизнеспособность организма только в гомозиготном состоянии.

Г. Проявляются как в гомо – так и в гетерозиготном состоянии.

Д. формируют скрытый резерв наследственной изменчивости.

Е. будучи летальными, в гетерозиготном состоянии вызывают гибель организма.

В. Подберите соответствия.

1. гомозиготные и гетерозиготные организмы.

А. гомозиготные_____________ Б. гетерозиготные ______________

1. организмы, в генотипе которых в гомологичных хромосомах находятся аллельные гены, кодирующие различные состояния признака.

2. организмы, в генотипе которых в гомологичных хромосомах находятся аллельные гены, кодирующие одинаковое состояние признака,

3. образуют два сорта гамет по данному гену. 4. образуют один сорт гамет по данному гену. 5. при скрещивании этих организмов в потомстве происходит расщепление признаков. 6. при скрещивании этих организмов в потомстве не наблюдается расщепления по данному признаку.

2. сцепленные и несцепленные признаки (гены).

А. Сцепленные ______________ Б. несцепленные ______________________

1. окраска и характер поверхности семян гороха.

2. окраска тела и степень развития крыльев у дрозофилы

3. окраска волос и цвет глаз у человека.

4. Цветовая и ночная слепота у человека

5. гемофилия и дальтонизм у человека.

6. близорукость и цвет глаз у человека.

3. Реализация в генотипе генных мутаций.

А. Рецессивные _____________________ Б. Доминантные _______________

1. только в гомозиготном состоянии. 2. Как в гомо – так и в гетерозиготном

3. при отсутствии угнетающего влияния (ингибирования) неаллельных. (эпистатических) генов (генов-ингибиторов).

4. гомогаметный и гетерогаметный пол у различных групп многоклеточных животных организмов.

А. мужской пол гетерогаметен ____________

Б. женский пол гомогаметен _____________

1. Зяблик. 2. Собака. 3. Человек. 4. Дрозофила. 5. Колибри. 6. Синица.

5. Характеристика соматических и генеративных мутаций.

А. Соматические мутации ____________ Б. Генеративные мутации ________

1. не наследуются. 2. Возникают в гаметах. 3. Возникают в клетках тела.

4. наследуются. 5. Имеют эволюционное значение. 6. Не имеют эволюционного значения.

А Выберите одно правильное утверждение из 4 предложенных.

1. Хромосомную теорию наследственности разработал:

2. генная теория наследственность была разработана:

3. у Моргана основным объектом изучения закономерностей наследования признаков были:

А. растения гороха. Б. мухи дрозофилы. В. Плесневые грибы. Г. Растения ястребинки волосистой.

4. ген – это часть молекулы:

А. белка. Б. ДНК. В. РНК. Г. АТФ.

5. Ген, проявляющийся в фенотипе первого гибридного поколения.

А. сцепленный. Б. рецессивный. В. Мутационный. Г. Доминантный.

6. При скрещивании двух гетерозиготных особей, различающихся по двум и более парам признаков, гены (и соответствующие им признаки) наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях – это формулировка закона:

А. чистоты гамет. Б. независимого наследования.

В. Доминирования. Г. Расщепления.

7. Фенотип – это совокупность:

А. генов организма. Б. генов данной популяции или вида.

В. Внешних и внутренних признаков организма.

Г. Внешних и внутренних признаков популяции или вида.

8. независимыми генами называют гены, наследующиеся:

А. сцепленно. Б. отдельно друг от друга.

В. Группой в хромосоме. Г. Группой в генотипе.

9. анализирующим называют скрещивание:

А. двух гетерозигот. Б. доминантный гомозиготы и гетерозиготы.

В. рецессивной гомозиготы и гетерозиготы. Г. Двух рецессивных гомозигот.

10. гены, определяющие развитие альтернативных состояний признака:

А. доминантные. Б. аллельные. В. Рецессивные. Г. Мутантные.

11. подавление аллелями одного гена проявления аллелей другого гена:

А. комплементарность. Б. эпистаз. В. Полимерия. Г. Плейотропия.

12. женская гетерогаметность имеет место у:

А. дрозофилы. Б. шимпанзе. В. Воробья. Г. Собаки.

13. пол, образующий гаметы, различающиеся по половой хромосоме:

А. гомогаметный. Б. гетерозиготный. В. Гомозиготный. Г. Гетерогаметный.

14. явление, при котором множество мутантных вариантов гена обуславливают множество вариантов проявления соответствующего признака:

А. наследование по материнской линии. Б. неполное доминирование.

В. Неполное сцепление генов. Г. Множественный аллелизм.

15. механизм, лежащий в основе неполного сцепления генов:

А. независимое расхождение гомологичных хромосом в мейозе.

Б. случайная комбинация негомологичных хромосом.

В. Кроссинговер. Г. Комплементарность.

16. раздел биологической науки, являющейся теоретической базой селекции:

А. цитология. Б. экология. В. Эмбриология. Г. Генетика.

17. отсутствие пигмента в покровах у птиц, земноводных, рептилий и млекопитающих – одно из доказательств закона:

А. чистоты гамет. Б. сцепленного наследования генов. В. Гомологичных рядов наследственной. Г. Доминирования.

18. Основной подход к преодолению бесплодия межвидовых гибридов – использование:

А. полиплоидных форм. Б. вегетативное размножение. В. Индуцированного партеногенеза. Г. Клонирования.

19. Изменения, происходящие с организмом под влиянием факторов внешней и внутренней среды, – это проявление:

А. мутационной изменчивости, Б. модификационной изменчивости.

В. Цитоплазматической изменчивости. Г. Комбинативной изменчивости.

20. Пределы, в которых возможны изменения признаков особи:

А. количественный признак. Б. качественный признак.

В. Модификации. Г. Норма реакции.

А. доминантны. Б. рецессивны. В. Летальны. Г. Гетерогаметны.

22. Различия в размерах листьев одного дерева – это пример изменчивости:

А. генотипической. Б. модификационной.

В. Мутационной. Г. Комбинативной.

А. происходящие в гене. Б. изменяющие внутреннюю структуру хромосом.

В. Изменяющие число хромосом. Г. Изменяющие генотип соматических клеток.

Б. выберите три правильных утверждения

1. Классическая генетика создана трудами ученых:

Г. Т. Моргана. Д. А. Вейсмана. Е. А. Уоллеса

2. Признаки, характеризующие фенотип:

А. совокупность генов организма. Б. совокупность внешних признаков организма. В. Совокупность внутренних качеств организма.

Г. Наличие генетического материала. Д. общее строение тела организма.

3. Взаимодействие неаллельных генов:

А. плейотропия. Б. комплементарность. В. Эпистаз. Г. Сцепленное наследование. Д. независимое наследование. Е. полимерия.

4. основные характеристики наследственной изменчивости:

А. генотипическая. Б. фенотипическая. В. Индивидуальный характер.

Г. Групповой характер. Д. зависит от условий среды. Е. сохраняется в потомстве.

5. признаки, характеризующие рецессивные мутации:

А. в гетерозиготном состоянии не проявляются.

Б. проявляются в первом поколении гибридов.

В. Могут снижать жизнеспособность организма только в гомозиготном состоянии.

Г. Проявляются как в гомозиготном так и в гетерозиготном состоянии.

Д. формируют скрытый резерв наследственной изменчивости.

Е. будучи летальными, в гетерозиготном состоянии вызывают гибель организма.

В. Подберите соответствия.

1. доминантные и рецессивные признаки у гороха.

А. доминантные _____________ Б. рецессивные _____________________

1. гладкие семена. 2. Морщинистые семена. 3. Зеленая окраска семян.

4. желтая окраска семян. 5. Белые цветки. 6. Окрашенные цветки.

2. Некоторые характеристики диплоидных организмов.

А. Гомозиготный ______________ Б. Гетерозиготный ___________________

1. в обеих Х-хромосомах находятся одинаковые аллели данного гена.

2. в гомологичных аутосомах находятся разные аллели данного гена.

3. в гомологичных аутосомах находятся одинаковые аллели данного гена.

4. в обеих Х-хромосомах находятся разные аллели данного гена.

3. Антимутационные барьеры.

А. ликвидирующие сами мутации __________________

Б. Предотвращающие их вредные последствия ________________________

1. диплоидность эукариотов. 2. Подавление рецессивного мутантного гена в гетерозиготном состоянии. 3. Вырожденность генетического кода. 4. Система молекулярного мониторинга ДНК. 5. Репарация «дефектов» ДНК.

6. Летальность большинства мутаций.

4. Распределите признаки по типам изменчивости.

А. Наследственная изменчивость____________________________

Б. Ненаследственная изменчивость ___________________________

6. разная форма рогов у коров одной породы.

5. Определите, какие из приведенных признаков относятся к мутациям, а какие к модификациям.

А. Мутации ________________ Б. Модификации ______________________

1. пределы изменчивости укладываются в норму реакции. 2. Происходят резкие, скачкообразные изменения а генотипе. 3. Происходят изменения под влиянием среды. 4. Изменяется степень выраженности качественных признаков. 5. Происходит изменение числа генов в хромосоме. 6. Проявляется в сходных условиях среды у генетически близких организмов, т. е. имеет групповой характер.

Хромосомный набор и геном человека

Хромосомный набор сперматозоида и яйцеклетки представлен 23 хромосомами. При оплодотворении каждая хромосома из мужской клетки находит свою пару из женской, и в итоге получается зигота (оплодотворенная яйцеклетка) с парным набором хромосом. При дальнейшем делении зиготы каждая клетка нового организма также имеет строго по 23 пары хромосом. Процесс сохранения хромосомного набора в клетках при их делении продолжается после рождения всю жизнь. Все клетки организма человека имеют те самые 23 пары или 46 хромосом, которые получились при оплодотворении.

Геном — совокупность генов в хромосомах клеток организма. Геном содержит биологическую информацию для роста и развития организма.

Ген (греч. γένος — род) — структурная и функциональная единица наследственности человека, представляющий собой участок ДНК и являющийся матрицей для синтеза белков. Гены определяют наследственные признаки, передающиеся от родителей потомству.

Геном человека содержит около 28 000 генов.

Точное место расположения каждого гена в определенной хромосоме называется локусом этого гена. Часть генов в хромосомах нефункциональны или дефектны. В одних случаях это проявляется степенью выраженности признака. Например, у блондинов цвет волос определяется отсутствием гена, ответственного за пигментацию волос. В других случаях дефект гена приводит к заболеванию. Например, фенилкетонурия, серповидно-клеточная анемия, муковисцидоз, болезнь Коновалова-Вильсона, наследственные заболевания глаз, кожи, наследственные дегенеративные заболевания суставов, наследственные заболевания нервной системы. Как правило, это тяжелая патология, в ряде случаев несовместимая с жизнью. К счастью, генные заболевания встречаются в клинической практике редко. Но близкородственные браки увеличивают эту вероятность на порядок. Почему?

Читайте также:  Укусила оса за щеку ребенка

Наиболее частые генетические заболевания человека при кровосмешении

К генным болезням человека относятся наследственные болезни обмена веществ. Они связаны с нарушением обмена аминокислот, белков, углеводов, жиров и стероидов, билирубина, некоторых металлов и проявляются уже в раннем возрасте самыми различными симптомами, то есть являются врожденными.

Часто генная патология у детей бывает сочетанной. Например, генетические заболевания кожи сочетаются с нарушением обмена веществ, стерильностью, психическими болезнями.

Диагностика генетических заболеваний человека. Написано на роду

«Это у нас в семье наследственное», — мы часто говорим так по отношению к самым разным вещам. Под понятие «наследственное» может попадать и цвет волос, и телосложение, и постоянные простуды. Особенно часто мы оправдываемся наследственностью, имея в виду болезни, что далеко не всегда соответствует действительности. Что же собой представляют генетические, или наследственные, заболевания, как их диагностируют и можно ли их предотвратить?

16. гены, обладающие множественным действием, не кодируют:

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

В этой статье постараемся разобраться с одним из типов взаимодействий аллельных генов: множественный аллелизм.

По своему опыту репетитора по биологии знаю, что основная сложность в понимании этого вопроса заключается в том, что не всем сразу становится понятно, почему же при таком типе взаимодействия генов мы продолжаем говорить, что речь идет именно о взаимодействии аллельных генов.

И правда, мы ведь хорошо запомнили из опытов Менделя, что за каждый признак отвечает какой-то один ген, который в диплоидных клетках организма, то есть в его генотипе всегда находится в двух аллельных состояниях (либо одинаковых АА или аа — гомозигота, либо в разных Аа — гетерозигота). При этом, при полном доминировании мы будем наблюдать фенотипических два состояния этого признака: в генотипах АА или Аа — первое состояние признака, а в генотипе аа — второе состояние.

Да, действительно, многие признаки организмов определяются как и признаки, изучаемые Менделем, одной парой аллельных генов, Но есть признаки, например, окраска шерсти у кроликов, когда за проявление окраски отвечают четыре разных аллеля, но в каждом отдельном генотипе аллельных генов может быть все равно только два.

Чтобы получше разобраться с таким явлением как множественный аллелизм, то есть понять как происходит наследование признака, контролируемого многими аллелями, сначала разберем комплекс из пяти заданий по наследованию окраски меха у хорьков от исходной (через ряд аллельных форм) к белой (не совсем правильно называемой в этих заданиях альбиносной), а затем еще несколько задач.

Привожу условия всех заданий, чтобы вы могли составить сначала свое собственное суждение о том, как вообще может происходить наследование окраски подобным образом и решить задачи самостоятельно.

1. При скрещивании двух цветных (соболиных) хорьков в потомстве был получен один альбинос. Как можно объяснить это явление? Ответ обоснуйте генотипами родителей.

2. При скрещивании цветного хорька и альбиноса в потомстве было 50% цветных и 50% альбиносов щенков. Объясните такое расщепление. Каковы генотипы родителей? Может ли появиться альбинос от скрещивания двух цветных хорьков из первого поколения? Если да, то с какой вероятностью?

3. При скрещивании пастелевого и цветного соболиного хорьков в потомстве были получены пастелевые, соболиные и альбиносы щенки. Как распределятся эти признаки среди 15 щенков? Напишите генотипы родителей и потомства.

4. Могут ли при скрещивании двух альбиносов появиться цветные щенки? Ответ обоснуйте.

5. При скрещивании серого хорька (c ch ) с пастелевым (c p ) в потомстве были получены 3 серых, 1 пастелевый и 1 альбинос щенки. Каковы генотипы родителей и потомства? Какое расщепление по фенотипам и генотипам следует ожидать при скрещивании хорьков из первого поколения: 1) серых между собой; 2) пастелевого и альбиноса; 3) альбиноса и серого хорька?

6. В серии множественных аллелей окраски шерсти у кроликов наблюдаются следующие взаимоотношения: С(агути)>C ch (шиншилла)>C h (гималайская). Какую часть потомства составят крольчата гималайской и шиншилловой окраски при скрещивании животных c генотипами СС ch и C ch C h ?

7. У кошек имеется серия множественных аллелей по гену С, определяющему окраску шерсти: С – дикий тип (серые), с s – сиамские кошки (кремовые с черными ушами и черными лапками), с – белые кошки с красными глазами (альбиносы). Каждый из аллелей полно доминирует над следующим: С > с s > c. От скрещивания серой кошки с сиамским котом родились два котенка: сиамский и альбинос. Какие еще фенотипы могли бы выщепиться в этом скрещивании? Какое расщепление следует ожидать в потомстве от скрещивания данного сиамского кота с белой красноглазой кошкой?

Итак, повторим , что означает термин «множественные аллели»

Это когда за определенный признак (в данном случае цвет хорьков) отвечает не одна пара аллельных генов, а несколько. То есть кроме основных аллелей (С — доминантного и с — рецессивного) в генотипах каких то других особей могут присутствовать в тех же локусах другие аллельные гены ( с с h , c p ), находящиеся по силе влияния между этими двумя основными генами.

Да, в каждом определенном генотипе только одна пара аллельных генов, но всего таких аллельных генов, отвечающих за один признак может быть не одна пара, а две и более пар — множество аллелей одного признака.

Эти другие аллельные гены «ведут» себя по разному: по отношению к доминантному они ведут себя как рецессивные, а по отношению к рецессивному — как доминантные.

Например, в данных задачах мы введем следующие обозначения аллелей: мех цветных (соболиных) хорьков обозначим аллельным геном C — большое, серые —c cp , пастелевые cp и белые альбиносы c — малая. Причем я расположил их сразу по силе влияния друг на друга в случае совместного нахождения их в каком-либо определенном генотипе: C>cch>cp>c .

Таким образом, как теперь будут выглядеть отдельные генотипы различных особей:

CC, Cc cp , Ccp, Cc — все четыре типа особей с такими парами аллельных генов будут с главной цветной (соболиной) окраской меха.

c cp c cp , c cp cp, c cp c — все три такие типы особей будут с серой окраской меха. cpcp, cpc — такие два типа организмов будут с пастелевой окраской меха.

cc — только один тип организмов будет белым.

1. При скрещивании двух цветных (соболиных) хорьков в потомстве был получен один альбинос. Как можно объяснить это явление? Ответ обоснуйте генотипами родителей.

F: CC,2Cc,cc — три цветных : один белый.

Генотип исходных родителей в этом задании должен быть только гетерозиготным у обоих, иначе не получилось бы белых альбиносов.

2. При скрещивании цветного хорька и альбиноса в потомстве было 50% цветных и 50% альбиносов щенков. Объясните такое расщепление. Каковы генотипы родителей? Может ли появиться альбинос от скрещивания двух цветных хорьков из первого поколения? Если да, то с какой вероятностью?

F: Cc,cc – цветные и альбиносы по 50%. (Чтобы от скрещивания цветных с альбиносами появилось альбиносов поровну с цветными, генотип цветных должен быть только гетерозиготен).

б) Это как и задача 1, да может, так как Cc x Cc и альбиносов будет 25%

3. При скрещивании пастелевого и цветного соболиного хорьков в потомстве были получены пастелевые, соболиные и альбиносы щенки. Как распределятся эти признаки среди 15 щенков? Напишите генотипы родителей и потомства.

P: c p c * Cc

F: c p c, Cc p ,Cc,cc,

так как появились и альбиносы, то генотипы обоих родителей должны быть гетерозиготными и иметь по одному с — аллелю). Из 15 щенков (выборка маленькая и теоретическое расщепление 1:2:1 не будет соблюдаться полностью) могло быть 4 пастелевых, 7 цветных и 4 белых.

4. Могут ли при скрещивании двух альбиносов появиться цветные щенки? Ответ обоснуйте.

При скрещивании двух альбиносов, генотипы которых могут быть только cc, родиться могут только альбиносные особи, так как в них не от куда взяться ни одному доминирующему над ними аллелю.

5. При скрещивании серого хорька c ch — с пастелевым c p — в потомстве были получены 3 серых, 1 пастелевый и 1 альбинос щенки. Каковы генотипы родителей и потомства? Какое расщепление по фенотипам и генотипам следует ожидать при скрещивании хорьков из первого поколения: 1.Серых между собой. 2. Пастелевого и альбиноса. 3. Альбиноса и серого хорька.

Два серых (а не три, так как это результат теоретического скрещивания для большой выборки, а не реальные результаты, полученные в описываемой задаче), один пастелевый и один альбинос.

  • а) P: c cp c p x c cp cp

F: c cp c cp , 2c cp cp, c p c p – три серых : один пастелевый.

F: c cp c cp , c cp cp, c cp c, cpc — 3 серых : 1 пастель.

F: c cp c cp , 2c cp c, cc – 3 серых : 1 белый.

F: c p c, cc – 1 пастель : 1 белый.

F: c cp c, c p c — серые : пастель 1 : 1.

F: c cp c, cc – серые : белые 1 : 1

Задача 6. Разводим кроликов

В серии множественных аллелей окраски шерсти у кроликов наблюдаются следующие взаимоотношения: С(агути)>C ch (шиншилла)>C h (гималайская). Какую часть потомства составят крольчата гималайской и шиншилловой окраски при скрещивании животных c генотипами СС ch и C ch C h ?

Прежде всего надо дать пояснение почему эта задача про кроликов не на ди- или даже тригибридное скрещивание, а на моногибридное? Как видим из условия задачи, хотя и указываются как-будто «три» признака, на самом деле то речь идет лишь об одном признаке — это признак окраски шерсти кроликов.

За окраску шерсти у кроликов в данной задаче отвечают не два аллеля гена окраски (как чаще всего бывает), а три. Таким образом, это задача на взаимодействие аллельных генов (вариант — множественный аллелизм). Причем аллельный ген С доминирует над C ch и оба они доминируют над аллелем C h при совместном присутствии в зиготе.

Итак, при скрещивании кроликов с генотипами:

F1: СС ch , CC h , C ch С ch , C ch C h или по фенотипу это будут только агути и шиншиллы по 50% и не будет в потомстве кроликов с гималайской окраской шерсти.

Задача 7. Похожая на предыдущую, но про кошек

У кошек имеется серия множественных аллелей по гену С, определяющему окраску шерсти: С – дикий тип (серые), с s – сиамские кошки (кремовые с черными ушами и черными лапками), с – белые кошки с красными глазами (альбиносы). Каждый из аллелей полно доминирует над следующим: С > с s > c. От скрещивания серой кошки с сиамским котом родились два котенка: сиамский и альбинос. Какие еще фенотипы могли бы выщепиться в этом скрещивании? Какое расщепление следует ожидать в потомстве от скрещивания данного сиамского кота с белой красноглазой кошкой?

Поскольку сказано, что от серой кошки (значит в её генотипе хотя бы один из аллельных генов окраски должен быть С-большое) и сиамского кота (значит в его генотипе точно нет С-большого и есть хотя бы один аллельный ген с s ), родились альбиносный — сс и сиамский — с s — котята, то оба родителя должны были иметь аллели с-малое.

F1: c s c, cc, Cc s , Cc, то есть, кроме сиамского и альбиносного котят могут родиться еще и серые котята в количестве 50%.

От этого же сиамского кота и альбиносной кошки с генотипами с s c и сс могут родиться только такие же точно котята с генотипами с s c и сс, то есть сиамские и альбиносы в соотношении 1:1.

У кого будут вопросы по статье к репетитору биологии по Скайпу, обращайтесь в комментарии. У меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

c cp c cp , c cp cp, c cp c — все три такие типы особей будут с серой окраской меха. cpcp, cpc — такие два типа организмов будут с пастелевой окраской меха.

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.

Оцените статью
Вся медицина: симптоматика и лечение всех видов болезней