Интервал кормления детей через зонд

Как научить ребенка есть

#1 Как научить ребенка есть

Сообщение MichaelB » 20 авг 2017, 19:45

Сообщение Педиатр Анастасия » 21 авг 2017, 23:00

Михаил, здравствуйте! Приём есть — это время и Ваше терпение.
Малыши, которые долгое время были на зондовом питании, не сразу признают пустышку/грудь/бутылочку.
С пониманием чувства голода у них тоже не очень. Ведь в реанимации каждые 3-4ч малышка получала свою порцию пищи, ей не приходилось трудиться (сосать) и добывать еду, пища вливалась сама.
Ваша задача учить ребенка сосать. Пусть это будет всего 10-15 мл самостоятельно высосанного грудного молока, это уже успех. Остальную порцию вводите через зонд.
С каждой неделей старайтесь увеличить самостоятельно высосанный объем молока на 10 мл. Пусть это будет дробное кормление, длительное по времени. Сначала самостоятельное сосание малышки, затем вливание по капельке за щечку и глотание, лишь затем зонд. Важно постепенно уходить от зондового кормления.
У меня был пациент, который научился сосать лишь спустя 5 месяцев. Но научился благодаря стараниям и упорству родителей.

То, что Надюшка умеет, пусть и недолго, сосать, уже успех и Ваша заслуга!

С каким весом родилась девочка и какой вес сейчас?
Объем разового кормления сейчас?
Через сколько часов кормите?
Ребенок на грудном или смешанном вскармливании?

Не допаивайте водой, это пустые калории. Ребенок может напиться водой и затем не захочет есть ценное и калорийное молоко

Сообщение Педиатр Анастасия » 21 авг 2017, 23:00

Цель: Кормление недоношенного или тяжелобольного ребенка, при отсутствии сосательного и глотательного рефлексов

Показания: Назначения врача

Противопоказания: Стеноз пищевода, привратника

— питательный зонд соответствующего размера (№4 – для новорожденных с массой тела менее 1000г – носовой, №6 – ротовой. При массе тела более 1000г — №6 – носовой и ротовой. При более 2500г — №6 – носовой, №10 — ротовой)

— лейкопластырь, шприц, электроотсос

— питание для ребенка (грудное молоко, смесь)

1. Подготовка к манипуляции:

1.1 Вымыть и осушить руки, надеть перчатки

1.2 Перед началом процедуры выяснить показания к кормлению через зонд (отсутствие сосательного рефлекса, глотания и др.)

1.3 Измерить зонд от кончика носа ребенка за ухо и до края грудины или от переносицы до пучка

1.4 Иметь наготове электроотсос и шприц (для предотвращения аспирации)

2. Выполнение манипуляции:

2.1 Вставить зонд через нос или рот (направлять зонд свободно не вталкивая, следить нет ли одышки, цианоза, апноэ и т.д.)

2.2 Определить положение зонда оттягиванием поршня шприца (эту процедуру повторять перед каждым кормлением)

2.3 Закрепить зонд лейкопластырем к крылу носа или щеке

2.4 Подсоединить шприц с питанием или капельно через линеомат или через шприц без поршня под силой тяжести в течении 8-10 минут

2.5 Оставить зонд в желудке, хорошо закрепив его или удалить (в зависимости от назначения врача)

3. Окончание манипуляции:

3.1 После кормления поместить ребенка лежа на правый бок или с приподнятым головным концом (облегчает опорожнение желудка и уменьшает опасность аспирации)

3.2 Извлеченный зонд поместить в дез. раствор

Примечание: Нельзя вводить питание через шприц с усилением или давлением поршня, в связи с быстрым заполнением желудка, возможностью аэрофагии, рвоты.

Техника отсасывания слизи и околоплодных вод из верхних дыхательных путей

Цель: Освободить дыхательные пути от слизи и околоплодных вод

Показания: Попадание околоплодных вод в дыхательные пути, аспирация. Асфиксия.

— перчатки, стерильный лоток, стерильный катетер

— р-р фурациллина 1:5000, марлевые салфетки

— лоток для использованного материала

1. Подготовка к манипуляции:

1.1 Подготовить все необходимое для манипуляции, расположив на инструментальном столике.

1.2 Вымыть руки, надеть перчатки, маску.

2. Выполнение манипуляции:

2.1 Распечатать упаковку с катетором (предварительно проверив герметичность упаковки и срок годности), или извлечь пинцетом катетор из емкости с дез. раствором (фурациллин 1:5000), индивидуальным для каждого ребенка.

2.2 Присоединить катетор к отсасывающей соединительной трубке электроотсоса (резиновому баллону). Для этого пинцетом охватить марлевую салфетку и положить ее на пальцы левой руки; пинцетом извлечь катетор из упаковки и проверить его целостность; вводимый конец катетора вложить в руку на салфетку, другой его конец присоединить к электроотсосу (резиновому баллону).

2.3 Переложить катетор с марлевой салфеткой в правую руку и взять его, как писчее перо, на расстояние 3-5 см от вводимого конца.

2.4 Увлажнить катетор в р-ре фурациллина.

2.5 Ввести катетор, осторожно продвигая его вперед с помощью вращательных движений в местах сопротивления.

2.6. Произвести прерывистую аспирацию, включив электроотсос, или сжав баллон, в течении 5-15 сек в зависимости от возраста больного. Аспирация повторяется до полного удаления содержимого.

2.7. Отключить электроотсос или разжать баллон и быстро удалить катетор.

3. Окончание манипуляции:

3.1 Использованный катетор, резиновый баллон, перчатки поместить в емкости с дез. раствором, обеззаразить сосуд-сборник, детали из пластмассы и резины, контактировавшие с отсасываемой жидкостью дезинфектантом.

Техника проведения гигиенической ванны

Цель: Обеспечить универсальную потребность ребенка быть чистым

Показания: Для очищения кожи

Противопоказания: Повышение t тела выше 38 градусов, гнойничковые заболевания кожи

— ванночка, мыло детское, мягкая губка (рукавичка)

— водяной термометр, вода (t — 36-37),

— кувшин с теплой водой (t – 36-36,5) для ополаскивания ребенка,

— простыня или полотенце для высушивания, чистая одежда для ребенка

— для грудных детей 5% р-р перманганата калия или отвар трав череды, ромашки

1. Первую гигиеническую ванну новорожденному ребенку проводят после отпадения пуповинного остатка и эпителизации пупочной ранки (7-10 день жизни, это через 1-2 дня после выписки из родильного дома)

— до 6 месяцев ребенка купают ежедневно

— до 2 лет – 2 раза в неделю

— летом следует купать детей чаще

— для детей первого полугодия 36,5-37 градусов

— старше 6 месяцев 36-36,5 градусов

3. Продолжительность ванны:

— для детей первого года 5-7 минут

— на втором году жизни 8-10 минут

4. Детей первого года жизни погружают в воду в пеленке

5. Лицо водой из ванны не моют

6. Детей первого полугодия купают в положении лежа, а старшего сидя

7. Купать детей следует перед кормлением, лучше перед ночным сном

8. Детей до 2-х месяцев купают в кипяченной воде

1. Подготовка к манипуляции:

1.1 Вымыть ванночку теплой водой с мылом и ополоснуть ее горячей водой

Примечание: если купание производить в детском учреждении, то

— вымыть ванночку горячей водой с мылом и щеткой

— обработать ванночку 1% р-ром лизафина

— ополоснуть ванночку горячей водой

1.2 Налить в ванну воду t 36,5-37 градусов (проверить термометром)

2. Выполнение манипуляции:

2.1 Завернуть ребенка в пеленку:

— уложить ребенка себе на левую руку так, чтобы его голова лежала у Вас на средней трети предплечья, а кистью захватите левое плечо ребенка

— поддержать правой рукой ножки ребенка, осторожно погрузить ребенка в воду

2.2 Правой рукой мыть последовательно, постепенно снимая пеленку:

— волосистую часть головы, по направлению спереди назад

Запомните! Особенно тщательно следует мыть естественные кожные складки.

2.3 Облить ребенка чистой водой t 36-36,5 градусов из кувшина

2.4 Завернуть ребенка в полотенце

3. Окончание манипуляции:

3.1 Обсушить кожу промокательными движениями

3.2 Одеть ребенка в чистую одежду соответственно возрасту

Техника обработки пупочной ранки

Цель:Способствовать заживлению пупочной ранки и ее рубцеванию; профилактике инфицирования пупочной ранки.

Показания:Отпадение пуповинного остатка, образование на его месте пупочной ранки.

Противопоказания: Нет.

— Набор стерильных палочек с ватным тампоном (крафт — пакет или «укладка» из бикса)

— 3 % р-р перекись водорода, 95 % спирт

— Перчатки стерильные, маска

— Лоток для стерильного материала, лоток для использованного материала

Возможные проблемы пациента:Беспокойство ребенка, кровоточивость ранки, серозные или гнойные выделения, гиперемия кожи вокруг ранки.

1. Подготовка к манипуляции:

1.1 Объяснить маме смысл манипуляции.

1.2 Вымыть тщательно руки, наденьте перчатки, маску

2. Выполнение манипуляции:

2.0 Осмотреть пупочную ранку.

2.1 Раздвинуть большим и указательным пальцем края ранки ( до конца манипуляции руку не убираем)

2.2 Обработать дно пупочной ранки стерильной палочкой, смоченной 3% р — ром перекиси водорода (или закапайте пипеткой 2-3 капли 3% р-ра перекиси водорода), опустить использованную палочку в лоток для использованного материала

2.3 Просушить дно ранки сухой стерильной палочкой, опустить ее в лоток для использованного материала

2.4 Обработать ранку 95 % этиловым спиртом, опустить палочку в лоток для использованного материала

2.5 Обработать пупочную ранку 5% р-ром калия перманганата не касаясь кожи, опустить в лоток для использованного материала

3. Окончание манипуляции:

3.1 Снять перчатки, поместить их в дез. раствор

1. Ранку обрабатывайте ежедневно до ее эпителизации.

2. Строго соблюдайте правила асептики.

3. При наличии изменений (кровоточивость, выделения из пупочной ранки) срочно сообщите врачу.

— Набор стерильных палочек с ватным тампоном (крафт — пакет или «укладка» из бикса)

Недоношенные дети представляют собой особую группу пациентов, для которых характерны признаки физиологической незрелости, что определяет особые условия выхаживания. В Российской Федерации доля недоношенных детей среди всех новорожденных в среднем состав

Недоношенные дети представляют собой особую группу пациентов, для которых характерны признаки физиологической незрелости, что определяет особые условия выхаживания. В Российской Федерации доля недоношенных детей среди всех новорожденных в среднем составляет 6–8%. Дети, родившиеся преждевременно, должны постоянно находиться в центре внимания врачей-педиатров, поскольку именно среди них отмечается наиболее высокий процент перинатальной патологии и значительно чаще выявляются отклонения в последующем развитии [1].

Чем больше степень недоношенности, тем с более существенными проблемами, связанными с последующим развитием ребенка, приходится сталкиваться: они могут варьировать от минимальных мозговых дисфункций (проблемы поведения и обучения, синдром гиперактивности с нарушением внимания) до тяжелых нарушений, приводящих к инвалидизации. Некоторые нарушения носят необратимый характер. Компенсаторные возможности детского организма достаточно велики, но они проявляются в полной мере лишь на фоне активной реабилитации, хорошего ухода, полноценного питания [2]. Проведенная реабилитация может оказаться успешной и привести к минимизации последствий недоношенности, в противном случае возникают различные отклонения в развитии ребенка. В этом плане роль адекватного питания недоношенного ребенка — как на самых ранних этапах его развития, так и на протяжении всего первого года жизни — трудно переоценить. В последние годы достигнут определенный прогресс как в совершенствовании методов вскармливания глубоконедоношенных детей (парентеральное и зондовое питание), так и в совершенствовании рецептуры специальных адаптированных смесей для недоношенных детей, в частности в результате введения в их состав нуклеотидов, длинноцепочечных полиненасыщенных жирных кислот, ряда участвующих в метаболизме нервной ткани аминокислот, оказывающих позитивное влияние на развитие головного мозга и органов зрения [3].

Наиболее высокие темпы роста отмечаются у плода во время неосложненной беременности. Но у недоношенных и маловесных детей период внутриутробного развития сокращается, вследствие чего «выпадает» заметная часть этого важного этапа, который протекает внеутробно. Это отражается на последующем развитии ребенка.

Недоношенными считаются дети, родившиеся при сроке беременности менее 37 недель (259 дней). Вследствие преждевременных родов ребенок рождается недостаточно зрелым и имеет проблемы, связанные с адаптацией к условиям внеутробной жизни. Ситуацию осложняют такие проблемы, как незрелость пищеварительной системы и ограниченные запасы питательных веществ в организме.

Читайте также:  Диффузно-узловая гиперплазия щитовидной железы: причины, симптомы, диагноз, лечение, восстановительный период и советы эндокринологов

Поступление питательных веществ в организм до и после рождения. В процессе внутриутробного развития плод постоянно получает питательные вещества через пуповину. Глюкоза, аминокислоты и жирные кислоты обеспечивают элементное питание. После родов питание (грудное молоко) начинает поступать перорально, в виде более сложных соединений (лактоза — белки — липиды), требующих ферментативного расщепления.

Недоношенные дети, для которых после стабилизации их клинического состояния характерен так называемый «догоняющий рост» (английский термин — catch up growth), имеют высокие потребности в питательных веществах [4]. Между тем способность к их усвоению не всегда соответствует суммарным потребностям недоношенного ребенка в питательных веществах и энергии.

Назначение питания и выбор режима вскармливания у недоношенных детей продиктованы учетом особенностей пищеварительной системы и метаболизма основных нутриентов [5]. У таких младенцев снижен или полностью отсутствует сосательный и глотательный рефлекс, понижена секреция желудочного сока, отмечается недостаточная выработка панкреатических протеаз, липазы и кишечных дисахаридаз (особенно лактазы), но при этом достаточно высока активность пептидаз кишечника. Снижена способность желчи эмульгировать жирные кислоты. Обсеменение госпитальной микрофлорой в сочетании с замедленной и нерегулярной перистальтикой кишечника обусловливает высокую частоту дисбиотических нарушений. В связи с гипогалактией у значительной части преждевременно родивших женщин нередко отсутствует возможность обеспечить ребенка материнским молоком [6].

К несомненным преимуществам грудного молока относятся факторы иммунной защиты, в нем присутствуют бифидогенные компоненты (олигосахариды), положительно влияющие на формирование кишечной микрофлоры. Грудное молоко содержит гормоны, способствующие созреванию кишечника [7].

Последние исследования свидетельствуют о наличии различий в содержании факторов иммунологической защиты (в частности, секреторного иммуноглобулина (Ig) A) в грудном молоке женщин, родивших в разные сроки беременности (табл. 1).

Однако ряд исследований свидетельствует о том, что грудное молоко не полностью обеспечивает высокие потребности недоношенных детей в энергии и белке, в ряде витаминов (жирорастворимые — А, Д, Е, К и водорастворимые — витамин С, фолиевая кислота) и минеральных веществах (кальций, фосфор, магний) [9].

Тем не менее нет никаких сомнений в том, что именно женское молоко является оптимальным питанием для недоношенных детей, поэтому все усилия медицинского персонала должны быть направлены на сохранение грудного вскармливания в максимально возможном объеме, учитывая особую биологическую ценность материнского нативного (свежесцеженного) молока для недоношенного ребенка и важную роль контакта матери с новорожденным во время кормления.

Установлено, что температурная обработка отрицательно сказывается на питательной ценности женского молока: при вскармливании пастеризованным грудным молоком прибавка в массе тела на первом месяце жизни является недостаточной и составляет в среднем 9,6 ± 0,4 г/кг/сут [10].

Доказано, что молоко преждевременно родивших женщин может удовлетворить потребности в пищевых веществах недоношенных детей с массой тела более 1700–2000 г. В то же время недоношенные дети с меньшей массой тела после окончания раннего неонатального периода постепенно начинают испытывать дефицит в белке, кальции, фосфоре, магнии, натрии, меди, цинке и витаминах В2, В6, С, D, Е, К, фолиевой кислоте и нуждаются в оптимизации питания — обогащении рационов [11].

Методы кормления недоношенных детей

В условиях родильного дома и в отделениях неонатологии в настоящее время используются следующие методы кормления недоношенных детей и их сочетания.

  • Парентеральное питание — через центральные или периферические вены (в настоящее время доказана целесообразность его сочетания с минимальным энтеральным питанием, поддерживающим функционирование желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) и стимулирующим его дальнейшее созревание).
  • Длительное зондовое питание с помощью инфузионных насосов (назогастральный зонд).
  • Порционное зондовое питание (проводится с помощью шприца).
  • Грудное вскармливание (истинное грудное вскармливание, кормление сцеженным грудным молоком).
  • Смешанное или искусственное вскармливание с использованием специальных смесей для недоношенных детей.

На рисунке представлена последовательность использования методов кормления недоношенных детей.

В зависимости от гестационного возраста, массы тела ребенка и клинического статуса недоношенные дети в ряде случаев нуждаются в полном парентеральном питании. Для того чтобы поддерживать перистальтическую и секреторную деятельность ЖКТ, постепенно и в возрастающем объеме вводится энтеральное питание. Сначала питание вводится через зонд, а затем постепенно заменяется кормлением из бутылочки с использованием грудного молока или специальных смесей для недоношенных детей.

У детей с массой тела 1800–2000 г проводят пробное кормление из бутылочки. При неудовлетворительной активности сосания осуществляется зондовое кормление (чаще порционным методом) в полном или частичном объеме [10, 12].

Новорожденные дети с массой тела более 2000 г при оценке по шкале Апгар 7 баллов и выше могут быть приложены к груди матери в первые сутки жизни. Обычно в родильном доме или стационаре устанавливается 7–8-разовый режим кормления. Для недоношенных детей неприемлемым является свободный режим кормления в связи с их неспособностью регулировать объем высосанного молока и высокой частотой перинатальной патологии, однако возможно ночное кормление. При грудном вскармливании необходимо внимательно следить за появлением признаков усталости — периорального и периорбитального цианоза, одышки и др. Наличие данной симптоматики является показанием к более редкому прикладыванию к груди или к частичному докорму сцеженным молоком из бутылочки, либо к полному переходу к кормлению из бутылочки [10].

Таким образом, выбор способа вскармливания должен быть строго индивидуальным, определяться степенью физиологической зрелости ребенка, клиническим состоянием пациента и соответственно меняться по мере его улучшения.

При расчете питания для недоношенных детей следует пользоваться только «калорийным» методом, предполагающим следующий расчет питания [12] в зависимости от возраста ребенка: 1-й день — 30 ккал/кг; 2-й день — 40 ккал/кг; 3-й день — 50 ккал/кг; 4-й день — 60 ккал/кг; 5-й день — 80 ккал/кг; 6-й день — 80 ккал/кг; 7-й день — 90 ккал/кг; 10–14-й дни — 100–120 ккал/кг; 30-й день — 130 ккал/кг (искусственное), 140 ккал/кг (грудное) молоко.

По мере улучшения клинического состояния ребенка и при установлении наличия стабильной прибавки массы тела, а также при наличии активного сосательного рефлекса ребенка переводят на грудное вскармливание или кормят сцеженным грудным молоком в сочетании со специальной смесью для недоношенных детей.

Специальные смеси для недоношенных детей

Как показывает клинический опыт, у большинства матерей после преждевременных родов отмечается гипогалактия. Ситуация усугубляется тем, что у детей снижен или отсутствует сосательный рефлекс, что еще в большей мере способствует угасанию лактации. В связи с этим возникает необходимость использования специальных смесей для недоношенных детей. При их разработке учтены особые потребности таких младенцев в энергии и пищевых веществах и, безусловно, принимается во внимание недостаточная зрелость пищеварительной системы, которая является лимитирующим фактором усвоения ряда важнейших нутриентов (лактозы, жиров, жирорастворимых витаминов и т. д.) [13].

Соотношение казеина и сывороточных белков приближено к таковому в грудном молоке; в составе современных смесей для недоношенных детей оно составляет 40 : 60.

В состав наиболее полно отвечающих потребностям ребенка современных специальных смесей (например, Фрисопре) включены нуклеотиды, что способствует более быстрому соматическому росту и укрепляет иммунную систему детей. Сведения о содержании нуклеотидов в грудном и коровьем молоке, а также европейские рекомендации по их содержанию в детских молочных смесях, принятые в 1996 г., представлены в таблице 2.

В организме нуклеотиды выполняют роль регуляторов различных процессов биосинтеза. В свою очередь, они могут синтезироваться в тканях организма и (в обычных условиях) не относятся к незаменимым нутриентам. Но этот синтез является энергоемким и его объем ограничен, примером чего является напряженный синтез нуклеотидов в слизистой оболочке кишечника новорожденных. Поэтому в определенных условиях, особенно при интенсивном росте, большое значение начинают приобретать пищевые нуклеотиды [14].

Нуклеотиды положительно влияют на созревание клеток кишечного эпителия и способствуют лучшему формированию кишечных ворсинок. Оказывая позитивное влияние на формирование кишечной микрофлоры, нуклеотиды тем самым улучшают процессы усвоения пищевых веществ. Это приводит к нормализации консистенции и частоты стула [14].

Включение в состав смеси Фрисопре глутаминовой кислоты и аргинина активизирует процессы созревания слизистой оболочки кишечника и повышает эффективность усвоения пищевых веществ. Аргинин вводится в состав смеси также в целях повышения биологической ценности белка и дополнительно способствует созреванию иммунной системы.

Аминокислота триптофан стимулирует продукцию серотонина, который, в свою очередь, необходим для развития головного мозга и является предшественником синтеза мелатонина, регулирующего смену суточных ритмов сна и бодрствования [15].

Таурин — не связанная с белком свободная аминокислота — играет важную роль в развитии нервной ткани и головного мозга. Таурин необходим для синтеза новых тканей и способствует активной клеточной пролиферации, что особенно важно в перинатальном периоде. Таурин также принимает участие в защите клеточных мембран от экзогенных токсинов, участвует в формировании зрительных элементов сетчатки глаза и в синтезе желчных кислот.

Исключительно важное значение имеет и жирнокислотный состав смесей для недоношенных детей, прежде всего в связи с тем, что у них ограничен эндогенный синтез важнейших длинноцепочечных полиненасыщенных жирных кислот — арахидоновой и докозагексаеновой [16]. Последние введены в состав некоторых продуктов (Фрисопре, Пре НАН, Хумана 0-ГА) и играют существенную роль в структуре и функции биологических мембран, являются эссенциальными компонентами фосфолипидов головного мозга, фоторецепторов сетчатой оболочки глаз [17].

В состав жирового компонента ряда продуктов (Хумана 0-ГА, Пре-Нутрилак, Фрисопре, Пре НАН) входят среднецепочечные триглицериды, которые обеспечивают усвоение жира без действия липазы, высокую абсорбцию жира в кишечнике, лучшее усвоение кальция и цинка [16].

Энергетическая ценность смесей для недоношенных детей, как правило, несколько выше и находится в пределах 75–80 ккал/100 мл, хотя некоторые продукты предлагается использовать в двух стандартных разведениях, получая при этом либо более, либо менее концентрированное питание (например: Пре НАН, Энфамил, Фрисолак Прематур).

Обязательным компонентом молочных смесей для недоношенных детей является витаминоподобное вещество L-карнитин, участвующий в метаболизме жирных кислот.

Введение в состав смеси пищевых волокон (галактоолигосахаридов) обеспечивает хорошие бифидогенные свойства продукта Фрисопре, способствует росту собственных бифидобактерий в кишечнике ребенка, что особенно важно для незрелых детей, учитывая высокую частоту дисбиотических нарушений.

К 17-му дню жизни энергетические потребности возрастают до 130 ккал/кг/сут. При искусственном вскармливании калорийность рациона не должна превышать 130 ккал/кг/сут. Использование в питании недоношенных детей женского молока, также как и проведение смешанного вскармливания, предполагает повышение калорийности к месячному возрасту до 140 ккал/кг/сут [12] .

На втором месяце жизни калорийность рациона ребенка зависит от массы тела при рождении: у ребенка, родившегося с массой тела более 1500 г, калорийность рациона снижается ежемесячно на 5 ккал/кг до норм, принятых для зрелых детей и составляющих 115 ккал/кг. Снижение калорийности рациона глубоко недоношенных детей (масса тела при рождении менее 1500 г) осуществляется в более поздние сроки — после 3-месячного возраста.

Введение специализированного продукта в рацион ребенка следует осуществлять постепенно, в течение 5–7 дней, с учетом индивидуальной переносимости. Искусственное вскармливание такой смесью следует продолжать до достижения ребенком веса около 3000 г, после чего ребенка постепенно (в течение 1 мес) переводят на стандартную смесь. В дальнейшем, при необходимости (глубокая недоношенность, малая прибавка в массе тела), смеси для недоношенных детей могут оставаться в рационе малыша на протяжении нескольких месяцев в небольшом объеме (1–2 кормления). При этом обязательным является расчет рационов питания не только по калорийности, но и по содержанию в нем основных пищевых веществ (особенно белка).

Читайте также:  Почему нельзя. Есть грецкие орехи после кесарева
Литература

В. А. Скворцова, доктор медицинских наук
Т. Э. Боровик, доктор медицинских наук, профессор
Г. В. Яцык, доктор медицинских наук, профессор
С. Г. Грибакин, доктор медицинских наук
А. В. Андреева
О. Л. Лукоянова,
кандидат медицинских наук
Т. Р. Чумбадзе
НЦЗД, компания «Аника», Москва

Энергетическая ценность смесей для недоношенных детей, как правило, несколько выше и находится в пределах 75–80 ккал/100 мл, хотя некоторые продукты предлагается использовать в двух стандартных разведениях, получая при этом либо более, либо менее концентрированное питание (например: Пре НАН, Энфамил, Фрисолак Прематур).

Цель: Обеспечить ребенка необходимым количеством пищи при отсутствии сосательного и глотательного рефлексов.

3) отмеренное необходимое количество молока на 1 кормле­ние, подогретое до t °+37°+38°С.

4) стерильный желудочный катетер

8) электротсос или резиновая груша

1. Объяснить маме цель и ход прове­дения процедуры.

2. Подготовить оснащение.

3. Обработать руки гигиеническим способом, надеть косынку, маску и стерильные резиновые перчатки.

4. Уложить ребенка на бок с припод­нятым головным концом, зафиксиро­вать такое положение с помощью ва­лика.

5. Измерить глубину введения зонда — от мочки уха, до кончика носа, и от кончика носа, до мечевидного отрост­ка. Сделать метку.

6. Присоединить к зонду шприц и проверить его проходимость.

7. Удалить поршень из шприца, а катетер поместить между средним и указательным пальцами левой руки, слепым концом вверх.

8. Заполнить шприц на 1/3 грудном молоком и опуская слепой конец зон­да, заполнить молоком, до появления первой капли из слепого отверстия зонда.

9. Зажать катетер зажимом на расстоя­нии 5-8 см со стороны шприца.

10. Смочить конец катетера в молоке.

11. Вставить зонд в рот по средней ли­нии языка и ввести до метки. Не при­лагать усилий и следить нет ли одыш­ки, цианоза

12. Приподняв шприц, снять зажим и медленно ввести молоко в желудок.

13. Зажать катетер большим и указательным пальцем правой руки на рас­стоянии 2-3 см от ротовой полости и быстрым движением извлечь из же­лудка.

14. Положить ребенка на правый бок с приподнятым головным концом.

15. Снять перчатки, сбросить их в контейнер и вымыть руки. Ис­пользованный инструментарий помес­тить в дезраствор.

7. Удалить поршень из шприца, а катетер поместить между средним и указательным пальцами левой руки, слепым концом вверх.

Показания к зондовому питанию:

отсутствие сосательного и/или глотательного рефлексов вследствии выраженной морфо-функциональной незрелости;

— тяжелые внутриутробные и постнатальные инфекции, сопровождающиеся интоксикацией;

— внутричерепная родовая травма, родовая травма шейного отдела позвоночника, спинного и продолговатого мозга;

— ишемически-гипоксическое поражение ЦНС (внутричерепные кровоизлияния, отек мозга);

— пороки развития твердого и мягкого неба, верхней губы;

— тяжелая дыхательная и сердечно-сосудистая недостаточность. Кормление через зонд может быть прерывистым, порционным (болюсным) и продолженным, длительным (капельным).

Кормление детей, родившихся в тяжелом состоянии и требующих проведения интенсивной терапии, начинают с равномерного питания через зонд при помощи инфузионного насоса. Начальная скорость введения молока или специализированной смеси 0,5-1,0 мл/час. При хорошем усвоении питания скорость постепенно увеличивают до 1-2 мл/час, после чего переходят на дробное зондовое питание (8-10 раз в сутки). При достижении объёма питания 350 мл/с (обычно в возрасте старше двух недель) переходят на 7-8 разовое кормление.

Чем меньше масса тела ребенка, тем медленнее и равномернее в течение суток должен вводиться назначенный объем питания. Общепринятым является продолжительное питание в течение 1-2 часов с длительными перерывами на 1-2 часа. Возможен небольшой ночной перерыв.

Методика зондового кормления:

• Используйте мягкие силиконовые не травмирующие слизистую зонды различного диаметра;

• Во время выполнения процедуры следите за цветом кожи (появление цианоза), дыханием, частотой сердцебиений;

• Придайте правильное положение младенцу: поместите на спину, голова приподнята;

• Смочите конец зонда стерильной водой;

• Осторожно введите зонд через нос (назогастральное введение) или предпочтительнее через рот (орогастральное введение);

• Медленно продвигайте зонд дальше на нужную глубину (приблизительно 10-12 см);

• Нужное расстояние измеряют от переносицы через мочку уха до мечевидного отростка;

• Проверка правильного положения зонда;

• Затем закрепите зонд пластырем;

• Контролируйте остаточный объем содержимого желудка перед каждым кормлением.

Формулы расчета питания для недоношенных детей.

3.Формула Шагала (на 100 гр. массы)

5Формула Р.А. Малышевой (первые 10 дней жизни)

V= 14 х масса х возраст (дни жизни)

V- суточный объем молока или смеси (мл)

Первые 10 дней жизни — 10 кал х день х массу

3 неделя — 110 — 120 кал/кг/сут

4 неделя — 130 — 140 кал/кг/сут

После 10 дня жизни — 100 кал + 10 кал на каждую неделю жизни. Энергетические потребности недоношенных детей к 3-4 неделям жизни возрастают до 130 ккал/кг/сут при искусственном вскармливании и до 140 ккал/кг/сут при грудном кормлении. Начиная со второго месяца жизни недоношенного ребенка, родившегося с массой тела более 1500 гр., калорийность рациона снижается ежемесячно на 5 ккал/кг/с до норм, принятых для зрелых детей (115 ккал/кг/с). Снижение калорийности глубоко недоношенных (масса менее 1500 гр.) проводится в более поздние сроки — после трехмесячного возраста. Расчеты питания проводят с учетом массы тела при рождении, а с началом полного восстановления массы и появившимся нарастании весовой кривой — с учетом фактической массы.

При расчете питания недоношенным детям лучше пользоваться только «калорийным методом».

Питание детей в возрасте от 1-го года до 3-х лет.

На втором и третьем годах жизни ребенок продолжает интенсивно расти, процессы ассимиляции преобладают над процессами диссимиляции. Двигательная активность ребенка увеличивается, возрастают энергетические затраты. Продолжается формирование скелета, увеличивается мышечная масса. Функциональная способность пищеварительного тракта возрастает, вкусовые восприятия становятся более дифференцированными. После первого года пища становится более разнообразной, приближается по составу и вкусу к пище взрослых.

К году у ребенка может быть 8 молочных зубов, к 2 годам — 20. Развитие жевательного аппарата позволяет вводить более твердую, требующую тщательного пережевывания, пищу. Однако переход к новой пище должен происходить постепенно. Детям от 1 года до 1,5 лет все блюда готовят протертыми (супы, каши, мясо и рыба — в виде суфле, паровых котлет, тефтелей). К 1,5 — 2 годам пища может быть более плотной (овощные, творожные и крупяные запеканки, тушеные овощи, салаты из нарезанных вареных и сырых овощей), в возрасте 2—3 лет ребенку можно предложить рыбу вареную и жареную, очищенную от костей, жареную котлету, рагу из мелких кусочков мяса.

Важное значение имеет правильный режим питания. До 1,5 лет ребенка целесообразно кормить 5 раз в день: завтрак, обед, полдник, ужин и вечернее молочное кормление (около 23—24 ч); к концу второго года жизни многие дети постепенно отказываются от пятого, ночного, кормления и переходят на 4-разовое кормление. Независимо от числа приемов пищи, часы кормления должны быть строго фиксированными, отклонения от установленного времени не должны превышать 15—30 мин. В промежутках между кормлениями дети не должны получать никакой пищи, особенно конфет, печенья, булочек, поскольку это снижает аппетит.

Детей в возрасте старше 1 года надо приучать есть самостоятельно, тщательно пережевывая пищу. Уже к концу первого года жизни ребенок должен самостоятельно держать ложку в руке, сначала за середину черенка, а после 2 лет детей учат правильно держать ложку. Чашку дети держат двумя руками. В раннем детском возрасте, когда активно формируются и закрепляются навыки и привычки, большое значение имеет воспитание у ребенка культурно гигиенических навыков, связанных с приемом пищи. Настраивает на еду подготовка к ней: малышу моют руки, повязывают нагрудник, готовят салфетку. Нужно развивать в маленьком человеке эстетику приема пищи: накрывать стол яркой салфеткой или клеенкой, ставить красочную посуду. Важно, чтобы внешний вид блюд привлекал внимание ребенка, вызывал интерес к еде и возбуждал аппетит. Во время кормления нельзя отвлекать ребенка, рассказывая сказки, показывая картинки, игрушки и т. п.

Категорически исключают насильственное кормление, чтобы не вызвать отрицательных эмоций и еще большего снижения аппетита. Кормление должно проходить в спокойной доброжелательной обстановке. Кормить ребенка следует медленно, не торопить, не раздражаться и не ругать малыша за медленный темп принятия пищи, за естественную на первых порах в этом возрасте неаккуратность.

Соотношение белков, жиров и углеводов должно составлять приблизительно 1:1:4; белки животного происхождения — 75% от общего суточного количества белка. Жирами необходимо обеспечивать около 30-40% всей калорийности питания; не менее 10—15% всех жиров должно приходиться на растительные жиры.

В питании детей старше года большая роль принадлежит молоку и молочным продуктам, в том числе творогу и сыру, богатым белками, солями кальция и фосфора. Сметаной заправляют супы и салаты.

Постепенно увеличивают количество мяса и рыбы. Рекомендуют использовать маложирную говядину, телятину, мясо кур, кролика, субпродукты (печень, язык, сердце). Допустимы нежирная свинина, баранина. Используют нежирные сорта речных и морских рыб (в виде филе). Не следует детям до 3 лет давать блюда из жирного мяса, мяса гусей и уток, поскольку они содержат большое количество трудно усвояемых жиров. До 2 лет не рекомендуют кормить детей сосисками и сардельками.

Ежедневно к первым и вторым блюдам дают хлеб. Особенно полезен хлеб из ржаной муки и из пшеничной грубого помола. Из круп до 1,5 лет используют в основном гречневую, рисовую, овсяную, манную крупы, в более старшем возрасте — пшено, перловую, ячневую крупы.

Какие есть виды?

Существует два типа зондового кормления:

Справка! Если установка зонда нужна для разового введения питания, то такое кормление носит название прерывистого. Обычно его используют в первые сутки после появления малыша на свет.

При высокой степени недоношенности малыша требуется долговременное кормление, молоко течет в желудок медленно. Этот вид называют постоянным. При помощи такого вскармливания организм быстрее адаптируется к жизни вне утробы, не возникнет тяжелых осложнений для малыша.

Преимущества и недостатки

В последнее время для кормления недоношенных применяют полиэтиленовые зонды, очень узкие, что позволяет их вводить в рот и в носовые ходы. Резиновый зонд значительно уступает зонду из нового материала.

Обратите внимание! При кормлении через полиэтиленовый зонд происходит экономия времени, не нужно часто вводить зонд, решается проблема питья.

Однако вместе со всеми положительными сторонами имеются и отрицательные:

  • нет дыхания через нос;
  • можно повредить слизистую носа;
  • учащается образование пролежней.

По этим причинам введение зонда через нос менее физиологично.

При кормлении недоношенных следует использовать классические зонды из полиэтилена с закругленным, гладким концом, чтобы не повредить слизистые пищевода, носа, желудка.

Многих мам волнует вопрос: когда же можно будет сменить зондовое кормление на обычное. Врач вам расскажет, что при этом учитываются некоторые факторы:

  • наличие глотательного и сосательного рефлекса;
  • стабилизация всех жизненных функций ребенка;
  • увеличение массы тела;
  • отсутствие вздутия живота, срыгиваний и др.

Еще несколько лет назад считалось, что обеспечение пищей тяжело болеющего новорожденного возможно только при помощи парентерального питания, которое широко применялось в комплексной терапии новорожденных. Однако накопившийся опыт показал, что парентеральное питание связано с серьезными осложнениями: сепсис при длительной катетеризации центральных вен, метаболические нарушения, расстройства функции печени, развитие холестаза и др.

Зондовое питание — метод искусственного вскармливания через зонд, введенный в желудок или тонкую кишку. По сравнению с парентеральным питанием это более физиологичный простой способ искусственного питания, к тому же влекущий за собой значительно меньшее число осложнений. Опыт Центра патологии новорожденных Санкт-Петербурга показал возможность адекватного зондового питания новорожденных, нуждающихся в реанимации и интенсивной терапии (Любшис А.К. 1987). Различают следующие виды зондового питания:

Читайте также:  Из-за чего чешется клитор во время беременности

полное — введение всех необходимых ингредиентов только через зонд;

сочетанное — кормление больного и парентерально, и через зонд;

дополнительное —введение отдельных ингредиентов питания (чаще всего белка) или недостающего объема питательной смеси через зонд при естественном вскармливании.

По расположению зонда различают орогастральное, назогастральное, оро-дуоденальное (ороеюнальное), назодуоденальное (назоеюнальное) питание. Режим введения питательной смеси может быть непрерывным и дробным. Непрерывное питание — это равномерное введение питательной смеси через зонд в течение суток, осуществляется капельно или при помощи инфузионного насоса; дробное — введение питательной смеси порциями в течение суток через равные промежутки времени.

В постгипоксическом периоде зондовое питание показано глубоконедоношенным и новорожденным с малой массой тела при гиперкатаболических состояниях (тяжелая родовая травма, сепсис, гнойно-септические заболевания); новорожденным с дыхательной недостаточностью, требующей продленной интубации трахеи, ИВЛ или вспомогательной ВЛ.

Данные литературы и наш опыт показали, что существуют и четкие противопоказания для зондового питания. К ним относят язвенно-некротический энтероколит. парез кишечника, мелену новорожденных, состояние тяжелой гипоксии, некорригируемое ИВЛ, наличие грубых нарушений водно-электролитного и кислотно-основного равновесия, использование миорелаксантов при ИВЛ.

Техника. Длина зонда зависит от вида питания. При гастральном способе она составляет 3 0 — 5 0 см, при дуоденальном — 5 0 — 7 0 см. На дистальном конце зонда должно быть 2—3 дополнительных боковых отверстия, а дуоденальный зонд, кроме того, оканчивается оливой из нержавеющей стали. Диаметр зонда, размеры оливы и необходимая глубина введения представлены в таблице 6.19.

Необходимую глубину введения зонда можно определить, пользуясь следующими ориентирами. Для назогастрального питания она соответствует расстоянию от переносицы до пупка, для назодуоденального — от козелка уха до угла рта и до пупка ребенка. Введение назогастрального зонда, как правило

не представляет серьезных трудностей, однако, если зонд очень мягкий, можно применить мандрен (леску). Техника дуоденального введения зонда состоит из ряда операций. Предварительно измеряют необходимую глубину введения и отмечают ее на катетере. Через рот вводят в желудок катетер большего диаметра, вдувают в него через шприц 1 — 2 мл воздуха и контролируют положение катетера по наличию урчания в эпигастральной области. Затем через нижний носовой ход проводят в желудок дуоденальный зонд. Ребенка укладывают на правый бок. Через желудочный зонд медленно вводят воздух из расчета 10 мл/кг массы тела, после чего дуоденальный зонд осторожно продвигают до отметки. Если зонд прошел в двенадцатиперстную кишку, то при отсасывании шприцом получают небольшое количество жидкости, окрашенной в желтый цвет. Если при отсасывании получают воздух, значит, зонд находится еще в желудке. В сомнительных случаях можно провести пробу с метиленовым синим либо ультразвуковой или рентгенологический контроль. Как правило, дуоденальное зондирование по этой методике занимает 10-15 мин.

В качестве питательной смеси обычно используют грудное молоко. Возможно применение адаптированных смесей (Фрисопре, Инфамил, Пил-ти, Туттели и др.). Элементную смесь, составленную из препаратов для парентерального питания (10% аминона, 20% липофундина, 40% глюкозы, растворенных в дистиллированной воде), используют крайне редко. По данным А.К.Любшиса (1987), элементные смеси были применены только у 3 из 287 больных.

Методика. Суточный и разовый объем пищи обычно определяют по энергетической ценности или по формуле Н.Ф.Филатова в модификации Г.И.Зайцевой (суточное количество молока равно 2% массы тела (г) при рождении, умноженным на число дней жизни). Однако в условиях интенсивной терапии, когда чаще используют сочетанное питание, целесообразно общий объем вводимых жидкостей (энтерально и парентерально) рассчитывать по минимальным суточным потребностям в воде.

При проведении зондового питания различают три основных этапа: начальный (адаптационный) этап, этап полного (сбалансированного) питания и этап отмены. Задачей I этапа является выбор оптимального режима и способа зондового питания и подбор адекватного состава питательной смеси, исходя из толерантности желудочно-кишечного тракта. На II этапе проводится полное питание в объеме, который обеспечивает стабильную прибавку массы тела. На III этапе осуществляется постепенный перевод больного на естественный режим вскармливания.

На схеме 6.1 приведен алгоритм зондового питания у критически больных новорожденных, который в течение ряда лет используют в Санкт-Петербургском центре патологии новорожденных.

Начальный этап: I. Адаптация к объему питания (определение моторно-эвакуаторной толерантности желудочно-кишечного тракта):

1. Начинают гастрально дробно — 7 — 8 раз в сутки (3-часовые промежутки с ночным перерывом или без него) грудным молоком. Недоношенным детям с массой тела менее 1 5 0 0 г в первые два кормления дают стерильную воду или 5% раствор глюкозы и далее половинное грудное молоко.

  • Первая техника кормления детей через зонд — одноразовая. Согласно ей, зонд вводят в ребенка только на одно кормление, а потом вынимают;
  • Вторая техника кормления детей через зонд — многоразовая. Зонд вводят в младенца для того, чтобы он получал полноценное питание на протяжении долгого времени (обычно зонд по этой технике вводят на несколько дней).

Если пациент по ряду причин не может принимать пищу обычным путем, то необходима особая забота о его кормлении. Именно для этой цели были созданы назогастральные зонды для энтерального питания. Что же это такое и как они работают, есть ли противопоказания и сложности с уходом за таким изделием?

Это трубка из имплантационно-нетоксичного поливинилхлорида (ПВХ), полиуретана или силикона, которая вводится через носовой ход в пищевод и далее погружается в желудок. Современные зонды выпускаются различной длины и диаметра, для взрослых и детей. Благодаря современным материалам, которые устойчивы к соляной кислоте, вырабатывающейся в желудке, зонд питательный назогастральный при правильном использовании можно применять в течение 3 недель.

Чаще всего такие зонды предназначены для энтерального питания, т.е. для тех случаев, когда пациент не может принимать пищу обычным способом. Хотя иногда зонд используется и для других целей:

  • декомпрессия желудка при затрудненном выводе его содержимого в кишечник,
  • аспирация содержимого желудка,
  • введение лекарств.

Назогастральный зонд: противопоказания

Однако установка зонда имеет и свои противопоказания, при которых приходиться подбирать альтернативный метод питания. К их числу относятся:

  • травмы лица и переломы костей черепа,
  • варикозное расширение вен пищевода ,
  • гемофилия и нарушения свертываемости крови,
  • обострение язвы желудка .

В этих случаях кормить пациента придется с помощью гастростомы – временного или постоянного отверстия в стенке желудка. Однако значительный недостаток такого метода – оперативное вмешательство, т.е. гастростомия, которое не всегда доступно или желательно для пациента.

Назогастральный зонд Нутритьюб Гастрал

Nutritub Gastral LL — для энтерального питания

Установка назогастрального зонда

Подготовка к установке начинается с беседы врача и пациента или, если пациент в бессознательном состоянии – с его родственниками. Доктору необходимо объяснить, для чего и каким образом будет установлен зонд, как он будет функционировать и какое питание через назогастральный зонд можно вводить.

Затем врач измеряет расстояние от горла до желудка, но, т.к. для этого пациенту нужно сесть, то в случае комы или отсутствия сознания длину зонда рассчитывают по формуле рост минус 100 см. Перед введением зонд смачивают раствором фурацилина до нужной отметки. Также его необходимо поместить на час в морозильную камеру, чтобы зонд обрел нужную для введения жесткость, а холод снизил рвотный рефлекс у пациента.

Кто ставит назогастральный зонд? Эту несложную процедуру проводит врач-реаниматолог или, при острой необходимости – врач любой специализации, родственники. Введение назогастрального зонда начинается с того, что пациента кладут на спину, головой на подушку, или размещают полусидя, чтобы небольшой наклон головы помогал свободному проникновению зонда в носоглотку. Затем процедура проходит по следующим этапам:

  • Пациент зажимает сначала одну ноздрю, потом другую и немного дышит, что нужно для выявления самой проходимой половина носа.
  • Тот кто будет вводить зонд должен продезинфицировать руки.
  • Затем измерить расстояние от кончика носа до мочки уха и поствить первую отметку на зонде, потом — расстояние от резцов до мечевидного отростка грудины и поставить вторую отметку.
  • Для анестезии нос и глотка обрабатывается обезболивающим гелем с лидокаином, зонд также смазывают этим гелем или глицерином.
  • Зонд вводится через нижний носовой ход до уровня гортани, т.е. до первой метки. Пациент должен помогать, совершая глотательные движения. Для облегчения глотания можно пить воду маленькими глотками или через соломинку.
  • Далее зонд постепенно продвигают в желудок — до второй отметки – и проверяют его положение. Для этого либо можно шприцем аспирировать желудочное содержимое (т.е. поднять по зонду), либо ввести 20-30 мл воздуха и прослушать шумы над областью желудка. Характерное «бульканье» указывает на то, что зонд находится в желудке.
  • Наружный конец зонда нужно пристегнуть булавкой к одежде или приклеить лейкопластырем к коже, а затем закрыть колпачок.

Если пациент находится в бессознательном состоянии, то врач вводит два пальца левой руки глубоко в глотку, подтягивает гортань вверх и по тыльной стороне пальцев погружает зонд в глотку. В такой ситуации есть существенный риск попадания зонда в дыхательные пути, а потому доктор должен действовать аккуратно и осторожно. Положение зонда в желудке проверяют рентгенографией.

Если пациент находится в бессознательном состоянии, то длину зонда рассчитывают по формуле рост минус 100 см.

Назогастральный зонд для детей

Как уже упоминалось, кормить через зонд можно и взрослых, и детей. Зонд назогастральный педиатрический для энтерального питания ничем не отличается от взрослого – за исключением размера. Энтеральное питание – одна из самых безопасных для детей процедур, и главное здесь – соблюдать правила ее проведения и следовать рекомендациям по составлению питательных смесей.

В первую очередь – не стоит использовать зонд дольше 2,5-3 недель. Также решающую роль в безопасности энтерального питания играет правильный выбор длины зонда, скорость поступления по нему и концентрация питательной смеси.

Конструкция детского зонда идентична конструкции изделий для взрослых – трубка с закругленным атравматичным концом, который вводится в нос, переходник типа Луер, Луер лок или катетерная насадка, градуировка. Некоторые модели оснащены рентгеноконтрастной полосой и интегрированным шприцевым адаптером.

Установка зонда и процедура кормления ребенка тоже ничем не отличаются от аналогичных процедур для взрослых, хотя детям конец зонда чаще всего крепят лейкопластырем к щеке, а не булавкой к одежде.

Показаниями к установке зонда для детей являются:

  • тяжелые поражения организма: массивные ожоги, сепсис , обширные операции, после которых необходим долгим восстановительный период,
  • патологии желудочно-кишечного тракта ( синдром короткой кишки , болезни печени, поджелудочной железы, желчного пузыря, мальабсорбционный синдром и т.д.),
  • некоторые неврологические болезни (инфекционные поражения ЦНС, новообразования, болезни, сопровождающиеся дисфагическим синдромом ),
  • психические болезни, особенно анорексия и депрессия;
  • все заболевания с активно прогрессирующей полиорганной недостаточностью ;
  • некоторые виды онкологии, особенно в период химио- или радиотерапии;
  • тяжело текущие отравления или инфекционные патологии.

Как уже упоминалось, кормить через зонд можно и взрослых, и детей. Зонд назогастральный педиатрический для энтерального питания ничем не отличается от взрослого – за исключением размера. Энтеральное питание – одна из самых безопасных для детей процедур, и главное здесь – соблюдать правила ее проведения и следовать рекомендациям по составлению питательных смесей.

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.

Оцените статью
Вся медицина: симптоматика и лечение всех видов болезней