Дислексия — это патология или особенность, которую нужно научиться контролировать?

Профилактика

Девочки всем привет, как обычно делюсь с Вами своими советами и опытом молодой мамы, хочу рассказать о Дислексия: определение, причины, симптомы и лечение. Возможно некоторые детали могут отличаться, как это было у Вас. Всегда необходимо консультироваться у специалистов. Естественно на обычные вопросы, обычно можно быстро найти профессиональный ответ на сайте. Пишите свои комменты и замечания, совместными усилиями улучшим и дополним, так чтобы все поняли как разобраться в том или ином вопросе.

Комментирует кандидат педагогических наук, директор НИИ «Столичное образование» МГПУ Маргарита Русецкая: «Например, в слове «дом» такой ребенок может допустить замену и написать «том», заменив «д» на букву «т». Или в слове «карандаш» может пропустить гласную или согласную. Или вставить лишнюю букву. Такие нарушения и есть дисграфия».

Пишу с ошибками

Дислексию изучают уже более ста лет, однако до сих пор продолжаются споры о том, что это, как ее распознать и почему она возникает. Американские ученые утверждают, что обнаружили два гена, ответственных за нарушения чтения и письма: DCDC2 и Robo1. Наличие этих генов повышает риск дислексии в несколько раз.

стресс, душевное здоровье, умственное здоровье, гимнастика, упражнения, расслабление, эффективность, упражнения, фитнес, секс, спорт, депрессия, настроение, тренировки, спортивная медицина, занятия, гимнастика, он и она, здоровье

Почему

Стопроцентной грамотностью обладают далеко не все, считают специалисты. Это такая же особенность личности, как абсолютный слух или актерское мастерство. Дислексия и дисграфия — нарушение навыков чтения и письма, по мнению ученых, не болезнь, а индивидуальные свойства мозга.

Специалисты, изучающие проблему, говорят: современные дети в большой массе действительно другие. Эти особенности развития, которые на Западе определяются совершенно конкретными диагнозами, нельзя вылечить. Но зато их можно корректировать с помощью различных методик. И главное, учить этих детей нужно совсем по-другому. Но к такому повороту не готова пока ни одна система образования.

Дети всей жизни

Вкратце процесс выглядит так: под влиянием модных веяний родители отдают дошкольников на курсы письма, чтения, счета и тому подобных премудростей, нагружая те зоны мозга, которые развиваться еще не готовы. Они отнимают «силы» у других зон, в первую очередь от самой важной на этот момент — зоны, отвечающей за саморегуляцию.

Дислексия - это патология или особенность, которую нужно научиться контролировать?

Зачастую в школьной неуспеваемости детей виноваты родители, которые перегрузили мозг ребенка в раннем детстве

— Никто не воспринимал это как реальную проблему,— говорит доктор Маккрекен.— Ее осознание зависит от количества средств, вкладываемых в систему здравоохранения с одной стороны и систему образования — с другой. Школы играют одну из самых важных ролей в выявлении таких детей. Так же и с аутизмом. Из-за недостатка вкладываемых средств во многих странах нет и ясного осознания этих проблем. Думаю, что Россия относится как раз к таковым. Так же, кстати, как и Франция, Казахстан, Вьетнам. Все эти диагнозы поведенческие, поэтому очень многое зависит от наличия знающих психологов, врачей и других специалистов. Если же обученных профессионалов нет — нет и адекватной диагностики.

Обычно люди с дислексией, которые знают о своих сложностях и понимают свои переживания, делают все, чтобы не допустить подобных сложностей у своих детей. В мире существует достаточно много исследований, где детей родителей с дислексией наблюдали на протяжении раннего развития. Исследования показывают, что большое количество детей очень успешно реабилитируется, если уделять этому внимание до того, как ребенок начнет отставать в школе.

Читайте также:  Почему у беременных запах в письки лука

При картировании графем в фонемы вы декодируете (озвучивая или нет) слово. При картировании фонем в графемы вы занимаетесь правописанием. В русском языке достаточно просто читать — картировать графемы в фонемы. Мало слов, из-за которых возникают сложности с кодированием, — в этом случае нужно знать произношение слова. Например, «солнце» ― при чтении буква «л» не читается, но если вы все-таки прочтете «соЛнце», то никто не посчитает это ошибкой. То есть в русском языке, как только ты овладел азбукой, то есть принципом кодирования, ошибок при чтении практически не бывает, в отличие от английского, где много слов читаются совершенно не так, как пишутся. Ситуация с правописанием в русском совсем другая: кодирование фонем в графемы является задачей совсем непростой.

Дислексия - это патология или особенность, которую нужно научиться контролировать?

Причины дислексии и ее диагностика

Дислексия, во-первых, несмертельна, а во-вторых, реабилитируема. И если ранняя среда построена правильно, если обучение чтению построено так, что сначала формируется устоявшаяся языковая репрезентация, а потом эту репрезентацию переводят в язык графем, если семья уделяет этому большое внимание, то дислексия, несмотря на особенности структуры мозга, может не возникнуть или возникнуть, но не нарушить гармоничности развития, не стать проблемой.

Аграмматическая разновидность заключается в проблематичном распознавании грамматических форм по причине неспособности различения дислектиком окончаний различных родов, падежей . К примеру: вместо (в домах — произносится в домов) или отмечается неправильное окончание в глаголах (сделул) или прилагательных (интереный кино).

Влияние социальных факторов

  • дезорганизация поведения и дезориентация в пространстве,
  • большая сложность с восприятием информации,
  • в движениях наблюдается нарушение координации и неуклюжесть,
  • чаще это дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Дислексия - это патология или особенность, которую нужно научиться контролировать?

Лечение: основы и последовательность терапии

И, обуславливается либо нарушением функций психологических и нейрологических, либо объясняются расстройствами врожденного или приобретенного характера. Причем, может наблюдаться у людей как с нормальным интеллектом, так и с его недостаточностью.

Таким образом, дислексия является нарушением письменной речи, а именно, процесса чтения. Наиболее часто она содержится в составе сложных нервно-психических и речевых нарушений. Но стойкие расстройства процесса чтения встречаются и у лиц с сохранным интеллектом, нормально развитой устной речью, ненарушенными зрительным и слуховым анализаторами, имеющих недоразвитость отдельных психических процессов.

Упражнения, развивающие артикуляционную чёткость, дыхание, голос влияют на успешность усвоения школьного материала. Они строятся на проговаривании скороговорок, ритмических текстов, стихотворений, подразумевают точное повторение услышанного, позволяют прочувствовать речевой ритм и темп.

Дислексия - это патология или особенность, которую нужно научиться контролировать?

Упражнения по развитию фонематических процессов

Плавное дыхание позволяет расслабиться и сконцентрировать внимание. Дыхательный ритм — единственный из ритмов тела, который человек способен осознанно контролировать и активно регулировать. Дыхательные упражнения можно выполнять на любом этапе занятия. К ним относятся игра на духовых музыкальных инструментах, пускание мыльных пузырей, имитирование естественных процессов: сосания, зевания, кашля.

У зарубежных исследователей очень популярна теория о наследственной предрасположенности к дисграфии и дислексии у людей с более развитым правым полушарием. Кое-кто из авторов считает такое нарушение характерным для явных и латентных левшей.

Поверхностная дислексия

  1. Оптическая дислексия. Ребенок может читать зеркально, соскальзывать на другие строчки, не разбирает буквы, состоящие из похожих элементов (например, П и Н).
  2. Фонематическая дислексия. Это наиболее частая проблема младших школьников: перестановка слогов в слове, искажение и путание структуры слова при чтении.
  3. Аграмматическая дислексия. Это неразвитая речь, ошибки в грамматическом построении предложения (например, «белый курица», «я хочу идти дом» и т.д.)
  4. Семантическая дислексия. Ребенок читает бегло, но не воспринимает прочитанное слово как часть текста и не понимает смысла прочитанного.
  5. Мнестическая дислексия. Выглядит как сложности в распознавании букв при произношении слова. Пациент не связывает звук и букву, которая его обозначает.
  6. Тактильная дислексия. Этот тип расстройства характерен для слепых людей. Пациент путает буквы в процессе чтения по Брайлю.

Дислексия медленного распознавания

Любой из видов дислексии требует особого внимания специалистов и в первую очередь – родителей. Помните, что дислексия и дисграфия – не признаки отставания в развитии, а всего лишь особенность Вашего ребенка. Большинство таких детей в остальном развитии ничем не отличается от своих ровесников, обладает различными способностями и находит свое место в жизни.

У ребенка-дислектика отличная долговременная память на впечатления, места и лица. Он очень наблюдателен и в деталях запоминает события, которые стали его личным опытом. При этом информацию, которую он получил не на практике, такой ребенок запоминает плохо. Думает он чаще с помощью образов и ощущений, а не звуков и слов.

Читайте также:  Деструктивная пневмония: первичная форма и ее особенности, этиологическая картина, методики определения болезни, лечение, возможные осложнения, профилактические меры

Пройдите максимально возможное обследование: энцефалограмму и томографию мозга, допплерографическое исследование сосудов. Важно определить, является ли дислексия последствием каких-то объективных причин. Но гораздо важнее вовремя выявить или исключить серьезные патологии, нарушения, сбои в работе систем, влияющих на работу мозга. Обращайтесь в неврологические диагностические центры и институты. При выявлении проблем может понадобиться медицинская помощь.

дислексия, коррекция дислексии, дети-дислектики, ребенок-дислектик, метод дейвиса, центр коррекии дислексии, телеканал «о!», детский, познавательный, канал

Как найти причину дислексии

Развитие речи должно стать образом вашей жизни! Почему это так важно? Научить читать дислектика не так уж сложно. А вот понимать текст он не сможет: в его сознании нет связей между образами в его голове и словами. Изучать слова нужно в разных значениях. У одного только предлога может быть от 5 до 15 значений. Похожие трудности могут возникнуть с математикой и с другими предметами по той же причине. Числа, ноты, знаки препинания — это все те же символы, они абстрактны для дислектика.

  • Фонематическую дислексию (вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза)
  • Семантическую дислексию (вследствие несформированности слогового синтеза, бедности словаря, непонимания синтаксических связей в структуре предложения).
  • Аграмматическую дислексию (вследствие недоразвития грамматического строя речи, морфологических и функциональных обобщений)
  • Мнестическую дислексию (вследствие нарушения речевой памяти, затруднения соотнесения буквы и звука)
  • Оптическую дислексию (вследствие неcформированности зрительно-пространственных представлений)
  • Тактильную дислексию (вследствие нечеткости тактильного восприятия у слабовидящих).

Фонематическая дислексия

Нестандартный подход к коррекции дислексии предлагает методика Рональда Д. Дейвиса, предполагающая придание печатным словам и символам мысленного образного выражения, с помощью которых устраняются пробелы в восприятии.

Дислексия - это патология или особенность, которую нужно научиться контролировать?

Оптическая дислексия

  1. Диагностика устной речи. Включает оценку звукопроизношения, фонематического развития, сформированности слоговой структуры слова, лексико-грамматических средств языка, связной речи.
  2. Диагностика письменной речи. Предполагает выполнение заданий на списывание текстов, письмо на слух, самостоятельное письмо. При обследовании чтения вслух и про себя оцениваются темп и правильность чтения, способ чтения, понимание текста, специфические ошибки.
  3. Нейропсихологическая диагностика. Важной составляющей логопедического обследования при дислексии служит выяснение уровня сформированности зрительного гнозиса, мнезиса, анализа и синтеза; оптико-пространственных ориентировок.

Существует ещё один вид дислексии. Dyslexia litteris- латынь (дислексия букв). Проявляется при наборе текста. Выявляется как смена местами рядом стоящих букв. Систематически проявление отследить невозможно, появляется только в словах, состоящих из более чем четырёх букв.
Диагностика дислексии

Профилактика дислексии

Аграмматические дислексии обусловлены недоразвитием грамматических обобщений у ребенка. Они проявляются в искажениях и заменах падежных окончаний, в согласованиях существительного и прилагательного, изменениях окончаний глаголов и др.

Виды дислексии:

интеллект сохранен;
плохие навыки чтения;
чтение с ошибками, угадывающее чтение;
непонимание прочитанной информации;
трудности пересказа только что прочитанного текста;
трудности в написании слов, даже простых;
множество ошибок даже при списывании текста;
выраженные проблемы с почерком;
неспособность выполнять задание в установленный срок;
повышенная чувствительность нервной системы;
излишняя эмоциональность;
раздражительность;
эмоциональная нестабильность;
нарушение координации движений;
неуклюжесть;
расстройство схемы тела;
затруднение в определении правой и левой стороны;
нарушения межполушарного взаимодействия;
обострённый эстетический вкус;
выраженное чувство справедливости.

Проверьте зрение. Малыши с врожденными особенностями зрения просто не знают, что мир выглядит для большинства людей по-другому. Если в быту они как-то приспосабливаются к требованиям взрослых, то чтение может стать для них непосильной задачей.

Читайте также:  Интервал 8 минут схватка 1 минута первые роды

С дислексией связаны многие другие нарушения способности к обучению, например, дисграфия (или дисорфография) – человек читает, но не может писать (или писать грамотно), дискалькулия (не может оперировать цифрами), диспраксия (затруднения при сложно скоординированных действиях).

новосибирск, дети, роды, роддом, дети, беременность, сибирь, красноярск, игры для детей

Как определить, что ваш нечитающий дошкольник склонен к дислексии

Но что вызывает нейрологические проблемы? Вероятно, эта особенность имеет генетические причины. Известно, что среди однояйцевых близнецов вероятность двойной дислексии достигает 70%, в то время как у братьев и сестер – не более 40%.

Часто дислексиками бывают дети, у которых развита леворукость. Это заболевание характерно для людей, у которых основным действующим полушарием является правое. Если левое полушарие у нас обычно отвечает за четкие структурные операции, то правое полушарие отвечает в основном за интуитивное действие. Поэтому у людей с дислексией хорошо развита интуиция. Они замечают такие признаки, которые другие люди не замечают, могут чувствовать надвигающуюся беду или, наоборот, хорошие перемены. То, что обычно относят к ясновидению, на самом деле является правополушарной деятельностью мозга.

Как распознать дислексию, какие у нее проявления?

Вы должны знать, что при нарушении чтения надо различать дислексию и другие виды нарушений, которые тоже существуют. Например, они могут быть при умственной отсталости, при задержке психофизического развития, при аутизме. Но они не характеризуются стойкостью и специфичностью. Эти нарушения чтения можно преодолеть, и к ним добавляются какие-то другие проблемы, как с этой девочкой, которая не могла разговаривать. Когда я начал учить ее читать по моей методике (она совершенно новаторская и направлена на то, чтобы с помощью определенных действий переквалифицировать некоторые участки мозга, чтобы они дополнительно начали помогать детям усваивать грамоту. Подробнее читайте в №19 «Эксперта здоровья» Прим. ред.), сначала она усваивала ее, но потом вдруг перестала и начала дробить все на буквы, не могла сливать их в слоги.

Дислексия - это патология или особенность, которую нужно научиться контролировать?

– Как живут взрослые люди с этим диагнозом? Как это влияет на выбор профессии?

– Важно, чтобы были понимающие преподаватели и дети. Если ребенок попадет в хорошую среду, то сможет адаптироваться. Если ему будут помогать, то он сможет продолжать обучаться. Нужен человек, который будет помогать ему с чтением книг. Отдельных программ обучения для таких детей еще не существует. Всем известно, что по бумагам у нас прописано: должен быть индивидуальный, дифференцированный подход к детям. Исходя из этого, предполагается, что для таких детей должны составлять отдельные программы. Но в обычной общеобразовательной школе такая индивидуальная программа просто не может быть составлена. В школах нет таких специалистов, которые понимали бы саму проблему. Нужно, чтобы подключались психологи, дефектологи, собрался какой-то консилиум и коллективно выработапрограмму специально для этого ребенка. Но на практике это малоосуществимо, в моей жизненной практике такого не встречалось вообще.

Ребенок идет в школу. Этого события он очень ждал, готовился. Но вдруг школьная реальность разочаровывает его и родителей… Сначала он отказывается читать, а потом и вовсе посещать уроки. Развивается школьная дезадаптация, а то и вовсе такой сложный ребенок становится изгоем.

Фонематическая дислексия — симптомы

Дислексия… Многие до поры до времени даже не слышали такого диагноза, а тут, как гром среди ясного неба — у вашего ребенка дислексия речи… Давайте разберемся на сайте japsix.ru, что же это такое, какие признаки имеет это расстройство речи, какие причины могут его вызвать, ну и конечно, что делать родителям в такой непростой ситуации.

дислексия, причины,признаки дислексии,лечение расстройства речи,психическое здоровье

Диагностика дислексии

Дислексияя может развиться также у детей, которые не умеют прослушивать прочитанное или которых не учили читать в раннем возрасте. Все это влечет за собой слабую связь между нервными клетками головного мозга, ответственными за речь.

Давайте вместе будем делать материал еще популярнее, и после его прочтения сделаем репост в удобную для Вас социальную сеть.

Оцените статью
Вся медицина: симптоматика и лечение всех видов болезней